Арета Франклин -
американская певица в стилях ритм-энд-блюз, соул и госпел. Арета Луиза
Франклин родилась 25 марта 1942 года в Мемфисе, Теннесси. Она выросла в
Детройте (штат Мичиган) в семье священника и вместе с сёстрами
сызмальства пела в церковном хоре. Уже в 14 лет были сделаны первые
записи её вокала. Молодым талантом заинтересовался детройтский лейбл
«Motown», но благодаря хваткости агента Джона Хэммонда контракт она
заключила с представляемой им компанией Columbia Records. Период до 1966
года, когда Франклин записывалась на этом лейбле, считается временем
упущенных возможностей. Её песни изредка попадали в чарты и среди
тривиальности коммерчески ориентированных записей этого периода иногда
проскальзывали нотки настоящего соула, но в целом ранние пластинки
Франклин отличаются крайне неровным качеством. Очевидно отсутствие
человека, который направлял бы талант певицы в определённое русло.
В конце 1966 года такой человек появился - это был продюсер Джерри
Уэкслер. Ему удалось превратить отдельные ноты задушевного, «знойного»
соула в самую основу исполнительской манеры Франклин. Певица переходит
на лейбл Atlantic Records и становится его главной звездой. Для записи
перевернувшего мир ритм-энд-блюза своей беспрецедентной эмоциональностью
сингла «I Never Loved a Man (The Way I Love You)» он привёз её в
Алабаму, где она записывалась с лучшими музыкантами американского Юга.
На 18 месяцев с начала 1967 до конца 1968 гг. приходится прорыв Ареты в
поп-чартах: за это время десять её песен - и среди них такие жемчужины
классического соула, как «Chain of Fools» и «(You Make Me Feel Like) A
Natural Woman» - попадают в лучшую десятку Billboard Hot 100, а её
страстная перепевка песни Отиса Реддинга «Respect» становится гимном
феминистского движения и возглавляет национальный хит-парад продаж. В
том же 1968 году Арете Франклин присуждают первую в её карьере премию
«Грэмми».
Певица, сплавившая в своих записях соул с госпелом, становится лицом
чёрной Америки, осознавшей свою силу в годы борьбы за гражданские права.
Её резкий, уверенный вокал в сопровождении с новаторскими аранжировками
был принят за эталон классического соула. В 1972 году она записала
альбом чистого госпела, который продавался не хуже её ритм-энд-блюзовых
пластинок. И хотя Арета Франклин в первую очередь прославлена как
выдающаяся вокалистка, мало кто знает, что на многих записях она сама
играет на клавишных. Самой главной проблемой «королевы соула» был
репертуар. В отсутствие постоянного автора песен ей приходилось
перерабатывать под себя уже известные шлягеры других исполнителей - The
Drifters («Spanish Harlem»), Дайон Уорвик («I Say a Little Prayer»), The
Rolling Stones, The Beatles, Simon & Garfunkel, Сэма Кука. Особо
эмоциональная подача, свойственная Франклин, сделала многие записанные
ею кавер-версии более успешными, чем те записи, на которых они были
основаны.
Последним крупным успехом Ареты Франклин в чартах стал кавер песни Стиви
Уандера «Until You Come Back to Me» (1974). Эта запись закрывает
суперзвёздную эпоху в жизни Франклин. «Золотой век» соул-музыки был уже
в прошлом, и его «королева» не могла не осознавать этого. Дополнительным
ударом стал для неё паралич отца, раненного грабителями при нападении на
его усадьбу. С возрастом эмоциональный пыл записей Франклин охлаждается,
и вместо страстного соула она переключается на исполнение традиционных
поп-шлягеров, особенно в дуэтах с молодыми исполнителями вроде Лютера
Вандросса. Дуэт Франклин с Джорджем Майклом в 1986 году возглавил
хит-парад Великобритании, а её наиболее успешный сингл 1990-х, «A Rose
Is Still a Rose» (1998), был записан вместе с Лорин Хилл из The Fugees.
Записанные в разные годы дуэты «королевы» с её крестной дочерью Уитни
Хьюстон, Марайей Кэри, Энни Леннокс, Мэри Джей Блайдж, Фрэнком Синатрой,
Глорией Эстефан, Кристиной Агилерой и другими исполнителями были в 2007
году выпущены отдельным диском «Jewels in the Crown: All-Star Duets with
the Queen». За два года до этого ей была вручена высшая награда США -
Президентская медаль Свободы. |