Элла Фитцджералд -
американская джазовая певица. Элла Джейн Фицджеральд родилась 25 апреля
1917 года в городе Ньюпорт-Ньюс, Виргиния, США. Ее отец оставил семью,
девочку воспитывал отчим. Элла росла в бедности, больше всего любила
петь и танцевать. После смерти матери ее взяла к себе тетя. В школьные
годы девочка охотно пела, но предпочитала пению танцы. Ее природная
застенчивость препятствовала желанию стать эстрадной артисткой. В 1934
году негритянская девчонка-сирота, успевшая уже поработать
смотрительницей в борделе, едет в Нью-Йорк. Здесь она записывается на
любительский конкурс. Тогда она думала, что будет, как и знаменитая
Этель Уотерс, в первую очередь танцовщицей и немного певицей. Однако в
последнюю минуту Элла выбрала пение.
Выступление в знаменитом гарлемском кинотеатре «Аполло», где она имела
успех, явилось важным событием в ее жизни. Именно на этом состязании она
привлекла к себе внимание руководителя свингового джаз-бэнда Чика Уэбба.
Он предложил девушке стать солисткой его ансамбля, но лишь с условием,
что та понравится «ребятам из Йельского университета», пригласившим
оркестр Уэбба поиграть у них на танцах. «Ребятам» молодая негритянская
певица чрезвычайно приглянулась, что и стало для нее началом большого
пути на эстраде. В 1935 году певица записала с группой Уэбба свой первый
альбом «Любовь и поцелуи», немедленно вошедший в джазовые хит-парады. В
1938 году вместе с Элом Фелдманом создала прославившую ее композицию
«Э-тискет, э-таскет», сочетавшую в себе не только джазовые, но и
поп-мотивы. Певица переделала детские куплеты: «Я написала письмо маме,
потеряла его по дороге, маленькая девочка подобрала его и положила к
себе в карман, а я потеряла еще свою маленькую желтую корзинку...» В
результате получился ритмичный номер - вполне в духе предвоенной
танцевальной лихорадки.
После успеха «Э-тискет, э-таскет» ряды поклонников певицы пополнились
многими миллионами новых. Кстати, именно тогда среди почитателей
творчества Фицджеральд оказался и знаменитый Фрэнк Синатра.
Двадцатилетняя Элла затмевала своей естественностью молодых и красивых
женщин. Часто она говорила: «Мать постоянно твердила мне: если
чувствуешь, что не так красива, как твои подружки, улыбайся чаще, чем
они». С Уэббом записаны хиты: «Sing Me а Swing Song», «Oh, Yes», «Take
Another Guess», «The Dipsy Doodle», «If Dreams Come True» и «Undecided».
После смерти Уэбба, в 1939 году, Элла стала лидером оркестра и сохранила
это положение до 1942 года, когда ансамбль распался. Тогда Элла
расстается с любимым свингом и переходит на баллады. Фицджеральд
выступает с такими известными вокальными коллективами, как «Дельта ритм
бойз», «Фо кис» и «Инк спотс». И вновь певица поднимается на вершину
хит-парадов, выпустив в 1944 году пластинку «Into Each Life Some Rain
Must Fall». Вместе с Луи Джорданом ей удается продать более миллиона
экземпляров пластинки «Stone Coid Dead in the Market». Во время одного
турне с Диззи Гиллеспи влюбляется в Рея Брауна, одного из лучших
басистов своего времени.
Певица была дважды замужем. Первый ее муж в 1941-1943 годах, -
рабочий-докер Бенни Корнегей. Во второй раз она вышла замуж за Брауна;
второй брак продлился пять лет.
С 1946 года менеджером певицы становится Норман Гранц, основатель
антрепризы «Джаз в филармонии». Он в карьере певицы сыграл решающую
роль. После Уэбба она вновь обрела учителя и наставника. Гранц сделал из
Эллы звезду своего оркестра. Потом вывел ее из состава труппы, и певица
стала выступать с сольными концертами в сопровождении фортепиано, трубы
и ударных инструментов. Именно под руководством Гранца Фицджеральд
своими импровизациями без слов, так называемым скэтом, добилась того,
что в джазе вокалисток стали уважать не меньше, чем
инструменталистов-виртуозов. Благодаря своим шлягерам «Леди, будьте
добрыми» и «Как высоко до луны» Элла доказала, что обладает талантом
импровизации, позволяющим ей «вести диалог» с известными
музыкантами-солистами. Она уже считалась не просто исполнительницей
песен, а даже их автором, создателем. Ее импресарио с 1950 года всячески
поддерживал и поощрял эту деятельность певицы. В 1947 году появилась
знаменательная запись Фицджеральд «Как высоко луна» - она
продемонстрировала амплитуду голоса певицы. Потом прозвучал знаменитый
«Мэкки-Нож» Эллы, оставивший далеко позади и Фрэнка Синатру, и Бобби
Дарина. В сущности, благодаря одной Элле Фицджеральд и ее
аккомпаниаторам (особенно пианисту Эллису Ларкинсу) американский мюзикл
приобретает собственно музыкальное измерение: вместо избранных «коронных
номеров» из театральных постановок возникает новый жанр - песенного
цикла-альбома, от которого всего лишь два шага до «Сержанта Пеппера»
Битлз. «Я и не знал, как хороши наши песни, - заметил как-то Айра
Гершвин, брат и соавтор композитора, - пока за них не взялась Элла
Фицджеральд».
Для записей на пластинки Гранц нашел интересный ход: записать весь
репертуар известных американских композиторов мюзиклов. Исполнение
певицы сопровождали лучшие студийные оркестры, в составе которых были и
струнные инструменты. Элла исполнила почти все произведения композиторов
Джорджа Гершвина, Роджерса и Харта, Джерома Керна, Ирвинга Берлина и
Коула Портера. Таким образом, ее программа включила и «Saint Louis
Blues», и старые песни, исполняемые чернокожими музыкантами с 1914 года,
и бразильскую босса нова, и, конечно же, популярные эстрадные и джазовые
композиции. Эти записанные в 50 е годы альбомы останутся лучшим
свидетельством самой плодотворной эпохи американской музыки. Элла
Фицджеральд совершила настоящее чудо: она скрупулезно воспроизводила
тексты, отыскивая в них скрытые сокровища, о которых до нее никто даже и
не догадывался. Среди других знаменательных записей певицы можно
отметить также концерты с Андре Превэном и Паулино да Коста.
Если с возрастом голос Эллы Фицджеральд становился лишь глубже и богаче
оттенками, то здоровье с годами начало ухудшаться, причем с середины
семидесятых все более стремительно. В августе 1985 года пришлось
прервать концертное турне и срочно лечь в больницу из-за обнаружившейся
в легких жидкости. В июле 1986 года ее снова госпитализировали, на этот
раз из-за проблем с сердцем; для лечения пришлось прибегнуть к операции.
В конце 80 х - начале 90 х годов ее выступления на нью-йоркском джазовом
фестивале постоянно становились событием года. Сама идея отдохнуть
приводила певицу в ужас, она постоянно жаловалась, что просто не может
сидеть дома. В 1989 году у нее в гостях, в ее калифорнийском доме,
побывал журналист Леонард Фитер, и на его вопрос, как она
выздоравливает, певица ответила: «Сижу дома и скучаю, мне не хватает
путешествий, переездов». В 1990 году она опять попала в больницу - во
время гастролей в Голландии. В 1993 году из-за последствий диабета
пришлось ампутировать обе ноги ниже колен. Скончалась она во сне, 15
июня 1996 года, в своем доме в Беверли-Хиллз. Узнав о смерти
знаменитейшей исполнительницы, президент США Билл Клинтон заявил: «Я
глубоко опечален смертью Эллы Фицджеральд. Уход человека такого таланта,
изящества и класса - огромная утрата для мира джаза и всей страны». |