Марлон Брандо -
американский актёр, режиссер. Марлон Брандо родился 3 апреля 1924 года в
городе Омаха, штат Небраска, США. Школу Марлон не окончил и вскоре
перебрался к старшей сестре Фрэнсис в Нью-Йорк. Работал водителем
грузовика, диспетчером лифтов, продавцом лимонада. Учился в военной
академии в Миннесоте, а затем в Нью-Йорке в театральном классе Школы
социальных исследований и Актёрской студии. В 1944 году дебютировал на
Бродвее в пьесе "Я люблю маму". Поворотным пунктом в творчестве Марлона
Брандо стала постановка в театре Элиа Казаном пьесы Теннесси Уильямса
"Трамвай "Желание"", в котором актёр блестяще сыграл Стэнли Ковальского.
Восторженные критики предсказывали этому красивому, чувственному,
обладавшему удивительной интуицией молодому парню большое будущее,
считали надеждой американского искусства. Однако успешное выступление в
этом спектакле лишило театр одного из лучших мастеров. Марлон Брандо
ушёл в Голливуд и не вернулся. Он появился на сцене лишь ещё один раз, в
1953 году в пьесе Бернарда Шоу "Оружие и человек".
В 1950 году Брандо принял предложение продюсера Стенли Крамера сыграть в
фильме Фреда Циннемана "Мужчины", где изображал парализованного инвалида
второй мировой войны, передвигавшегося лишь в коляске. Всю роль актёр
играл сидя, к тому же ему здесь пришлось отказаться как раз от тех
качеств, которые делали его столь привлекательным для зрителей: быстроты
реакции, выразительности движений и жестов, сексуального магнетизма.
Однако он сумел перешагнуть барьер, разделяющий сцену и экран, в скупой
исполнительской манере передать целую гамму меняющихся настроений своего
героя. Подлинный же успех пришёл к Брандо лишь после переноса Элиа
Казаном на экран "Трамвая "Желание"" (1951). От Стэнли Ковальского
буквально веет первозданной силой - мужской, чувственной, животной.
Непосредственная импровизационная манера, откровенная сексуальность,
своеобразный, грубоватый юмор, редкие проблески человечности на общем
мрачном фоне помогли созданию весьма необычного образа. Актёр с полной
отдачей проявил здесь не только природный талант и притягательность
личности, но и удивительную слитность с изображаемым персонажем. Год
спустя все тот же Казан, с которым он разделил свой первый успех,
пригласил Брандо на заглавную роль в фильм "Да здравствует Сапата!" по
сценарию Джона Стейнбека. Актёр сумел показать этого крестьянского вождя
мексиканской революции сотканным из противоречий. Убеждённым и
невежественным, сильным и сомневающимся, скромным и иронично-нагловатым.
После этих двух столь значительных актёрских достижений на Брандо
обрушилось множество весьма лестных предложений. Но Марлон выбрал роль,
сделавшую его кумиром молодых, в фильме Л. Бенедека "Дикарь" (1953).
Именно здесь он стал "голосом поколения" молодежного протеста,
символизирующим и его внешний вид, и род занятий. В образе Джонни ещё
больше, чем в Стэнли Ковальском, актёр сумел показать, что этот парень
совсем не так ужасен, каким он может показаться на первый взгляд.
Эволюцию же образа "молодёжного героя" Брандо блистательно завершил в
фильме Элиа Казана "В порту" (1954), заключившем первый этап его
творчества. Он показал здесь постепенную эволюцию своего героя - бывшего
боксёра, в котором пробуждается не только человечность, но и протест
против преступных профсоюзных боссов, целиком поработивших докеров.
Создание как бы двух разных образов, тонкая нюансировка чувств,
лиричность в любовных сценах принесли актёру заслуженную награду -
премию "Оскар". Он стал самым молодым её лауреатом. В большинстве же
ролей, сыгранных с 1954 по 1964 годы Брандо варьировал свои прежние
удачи. Он снимался в фильмах исторических и современных, перевоплощался
не только в американцев, но и в немцев и японцев. Жанры варьировались от
мелодрамы до комедии и от вестерна до мюзикла. В основном, повторялся
мотив "возрождения через любовь", но даже в этой непритязательной
массовой продукции актёру удавалось поворачиваться каждый раз какой-то
оригинальной, неожиданной стороной. Самой значительной работой Брандо
1960-х годов стал шериф Колдер в фильме Артура Пенна "Погоня" (1965).
Второй подлинный взлёт пережил Брандо в начале 1970-х годов, снявшись в
фильме Фрэнсиса Копполы "Крёстный отец" (1972), где опрокинул все
привычные представления об образах гангстеров на экране. Его герой -
гангстерский босс Вито Корлеоне - прошёл здесь длинный путь от
благообразного седого джентльмена с тихим голосом и кошкой на коленях до
сгорбленного, неряшливого, нестриженого старика. "Оскар", который ему
присудили за эту роль, актёр получать не приехал - в знак протеста
против дискриминации американских индейцев. Это был лишь отголосок
обширной борьбы за гражданские права, которую он вёл в тот период. Слава
Брандо, теперь уже как ведущего актёра 1970-х годов, ещё более
укрепилась после успеха "Последнего танго в Париже" (1972) Бернардо
Бертолуччи - многогранной фрейдистской драмы о чувственной связи
пожилого вдовца с молоденькой девушкой, где актёр весьма тонко сумел
передать духовную эволюцию своего героя. Участие в этих двух картинах не
только снова вознесло Брандо на вершину популярности, но и сделало
богатым человеком. Теперь он мог позволить себе сниматься редко и
выборочно. В 1980 году Брандо объявил о своем уходе из кино, однако
периодически продолжал сниматься в ролях второго плана.
Помимо неоспоримых заслуг в киноискусстве Брандо славился своей
приверженностью гуманизму. Он выступал против угнетения коренного
индейского населения и бросал обвинения миру в равнодушии к холокосту. В
последние годы актёр страдал от ожирения и старческого слабоумия. Марлон
Брандо скончался 1 июля 2004 года в Лос-Анджелесе от лёгочного фиброза. |