Джакомо Манцу - итальянский
скульптор и художник. Джакомо Манцу родился 22 декабря 1908 года в
Бергамо (Италия), в семье сапожника. Подростком обучался столярному
делу, резьбе по дереву, декоративно-лепным работам по штукатурке. Как
художник был практически самоучкой. Испытал большое влияние О.Родена и
М.Россо. Жил в основном в Милане, а с 1958 - в Риме и в местечке Ардеа
под Римом. Работал в камне и бронзе; наиболее характерные его
произведения представляют собой бронзовые отливки, как правило
уникальные.
Уже в ранних работах (Давид, 1938, частное собрание, Милан; фигуры
сидящих и стоящих натурщиц) тяготел к символической обобщенности форм,
стремясь извлечь максимум экспрессивных возможностей из телесной натуры,
подчеркнуто-угловатой, но в то же время полной внутреннего
одухотворения. Обращался к антивоенной теме (рельеф Распятие с
генералом, 1939-1941, Музей Манцу, Ардеа). С 1938 года создавал цикл
величавых и скорбных «кардиналов» (Большой сидящий кардинал, 1955,
Галерея современного искусства, Венеция; и др.), ставший одним из самых
ярких образных суждений о роли Католической церкви в современном мире.
Прославился своими композициями для дверей римского собора св. Петра
(т.н. Врата смерти, 1950-1964); живописный импрессионизм пластики,
включающий целый ряд жанрово-исторических мотивов (в том числе портрет
папы Иоанна XXIII на предсмертной молитве), сочетается здесь с иллюзией
бесконечности, открывающейся в пустотах фона, нарочито «шершавого»,
хранящего живые следы творческого процесса. Среди других монументальных
работ мастера - двери собора в Зальцбурге (1955-1958) и церкви св.
Лаврентия в Роттердаме (1966-1969), рельеф Мать и дитя в нью-йоркском
Рокфеллеровском центре (1965), памятник героям Сопротивления в Бергамо
(1978). Обращался также к своеобразному жанру скульптурного натюрморта
(орнаменты церковных дверей; Стул с виноградной лозой и грушей, 1966,
Музей Манцу, Ардеа). С 1954 года много работал как педагог (в миланской
Академии художеств и других училищах). Умер Джакомо Манцу в Ардеа 17
января 1991 года.
|