Осип Цадкин - французский
скульптор. Осип Цадкин родился 14 июля 1890 года в Смоленске (Россия), в
семье преподавателя семинарии. В детстве занимался в ремесленном училище
в Витебске и брал уроки рисования у Ю. М. Пэна (1900-1904). Затем был
отправлен к родственнику в Англию, где учился в художественной школе в
Сандерленде. В 1906 году уехал в Лондон, работал в столярной мастерской,
посещал вечерние курсы в Политехнической школе и обучался резьбе по
дереву в Школе искусств и ремесел, в летние месяцы наезжал в Витебск. В
1909 году обосновался в Париже, еще недолго учился (в Национальной школе
изящных искусств), но уже с 1910 года работал самостоятельно, сняв
студию в знаменитой художественной колонии "La Ruche" ("Улей"). Вступив
добровольцем во французскую армию, принял участие в Первой мировой войне
(1915-1916); получил отравление газами и был демобилизован по
инвалидности. В 1941 году переехал из оккупированной Франции в Нью-Йорк,
в 1945 году вернулся в Париж.
Cделал себе имя работами, пластически воспроизводящими типичные мотивы и
приемы кубизма (Женщина с веером, бронза, 1920, Национальный музей
современного искусства, Париж). В наиболее характерных своих вещах
соединял деструктивный, аналитико-кубистский подход к натуре с
органической ритмикой и символическими обобщениями (на тему Жизни,
Смерти, Искусства и т.д.) в духе модерна. Тем самым примкнул к
тенденциям прочного синтеза модерна и авангарда в межвоенном "ар деко" -
однако, выбирая между собственно декоративностью и напряженной драмой,
постоянно отдавал предпочтение последней. Охотно обращался к
антично-мифологическим символам и фигурам, особенно часто к образу
Орфея. Придавал важное значение принципу углубленного, «обратного»
рельефа (рельеф для дома А.Бломма в Брюсселе, камень, 1929), равно как и
принципу "полой формы", выражающему (по его словам) "гармонию массы и
пустоты, реальных и ирреальных ценностей". Поддерживал связи с русской
эмиграцией и с Россией, прислав, в частности, несколько своих
произведений в Музей нового западного искусства в Москве (наиболее
примечательны среди них бронзовые Музыканты, 1924; ныне в Музее
изобразительных искусств имени А.С.Пушкина). Лучшие из станковых вещей
Цадкина (к примеру, Менады, бронза, 1934, Национальный музей
современного искусства, Париж) или В честь Баха, дерево, 1936, Городской
музей, Амстердам) закономерно воспринимаются как проекты памятников.
Некоторые из наиболее масштабных вещей скульптора как бы «сами по себе»
перекочевали из мастерской в пространство города или природы - подобно
Большому Орфею в парке Миддельхейм в Антверпене (бронза, 1956). Поэтому
активный переход его к монументальному искусству как таковому явился
делом вполне естественным. Цадкин создал один из лучших военных
монументов 20 в. – агонизирующую фигуру Разрушенный город (1945-1953) -
с дырой вместо сердца, установленную в Роттердаме в память о жертвах и
разрушениях 1940 года, когда весь центр города был уничтожен немецкой
авиацией. Им были исполнены также памятники В. Ван Гогу в Овер-сюр-Уаз
близ Парижа (1961) и братьям Ван Гог в Зюндерте (Нидерланды; 1964). Умер
Осип Цадкин в Париже 25 ноября 1967 года.
|