Elite-Home

Степан Дмитриевич Эрьзя

На главную ║ Назад    Великие скульпторы

Степан Дмитриевич Эрьзя (Stepan Dmitrievich Erzia)

 

   Степан Дмитриевич Эрьзя - мордовский скульптор. Степан Дмитриевич Эрьзя (Степан Дмитриевич Нефедов) родился 27 октября 1876 года в эрзянском селе Баево (Мордовия), в семье крестьянина. С детства его окружала великолепная природа родного края - дремучие леса, живописная речка Бездна, превращавшаяся весной в бурный стремительный поток, ее крутые скалистые берега, а также необозримые пространства полей и холмов. Одним из самых сильных впечатлений, оставшихся от детства стали произведения народного гения - добротные деревянные дома, украшенные затейливой резьбой, изумительные по изяществу и яркости отделок костюмы односельчанок, удобные и вместе с тем поражающие легкостью и мастерством исполнения всевозможные предметы, которыми каждый день пользовались в крестьянской избе - кувшины, ложки, сундуки-пари, прялки. Таким образом, в основу формирования уникального художественного дара Степана Нефедова легло все то, что было исконно присуще искусству древнего мордовского народа. Блестящие природные данные молодого скульптора получили развитие в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в мастерской Сергея Волнухина, а затем - в скульптурных ателье Европы (1907-1914). Семь лет провел в Италии и Франции мордовский скульптор. В 1909 году в Венеции он впервые участвует в Международной художественной выставке работами "Последняя ночь осужденного" и "Автопортрет" добиваясь не только успеха и признания своего таланта, но укрепляя тем самым авторитет русского искусства за рубежом. Годы, проведенные в Италии и Франции, явились для молодого Эрьзи великолепной школой мастерства, которая дает полное основание считать его не только одним из самых талантливых, но и профессионально подготовленных русских скульпторов начала XX века.

   После возвращения в Москву Эрьзя продолжает развивать основные тематические линии, наметившиеся в его искусстве ранее - еще в итало-французский период: женские образы, выражающие сложные душевные переживания, портреты, символические изображения. Одним из первых в русской пластике ХХ века Эрьзя показал достоинство и красоту женщины - представительницы "малого" народе создав образы, полные лиризма, глубокого и искреннего чувства ("Монголка", "Эрзянская женщина", "Голова мордовки"). В начале двадцатых годов поиски более выразительных средств исполнения привели Эрьзю и к "открытию" нового для него материала - дерева, композиции "Леда и лебедь", "Летящий", "Материнство", выполненные на Кавказе, отчетливо демонстрируют, как приемы модерна, "опробованные" скульптором ранее - в работах "Отдых". "Мрамор", ряде женских портретов, - ложатся в основу формирования нового индивидуального пластического стиля Эрьзи. Его развитие шло в течение двух последующих десятилетий (1927-1950), которые скульптор провел в Аргентине. Степан Дмитриевич Эрьзя скончался в Москве 24 ноября 1959 года. Похоронен в Саранске.
   По материалам: http://erzya.by.ru/.
  
   Автопортрет, 1947 год. Кебрачо
  
   Женский портрет, 1954 год. Третьяковская галерея, Москва
  
   Мать с ребенком, 1929 год. Кебрачо
  
   Медуза, 1938 год. Кебрачо
  
 

На главную ║ Назад    Великие скульпторы

Рейтинг@Mail.ru