Аристид Майоль -
французский скульптор и живописец. Аристид Майоль родился 8 апреля 1861
года в приморском городке Баньульс-сюр-Мер, расположенном на го-западе
Франции. В 1882 году, недоучившись в перпиньянском коллеже, Майоль
отправился в Париж с намерением посвятить себя искусству - живописи.
После неудачных попыток поступить в Школу изящных искусств Аристид
записывается туда вольнослушателем. Вскоре он переходит в Школу
декоративного искусства, где он тоже пробыл недолго, так как его
угнетала крайне консервативная система обучения. В 1885 году Аристид
поступает наконец в Эколь де Боз'ар, в класс Александра Кабанеля. За
четыре года обучения у Кабанеля, Жерома и других академических
профессоров Майоль приобретает профессиональные навыки. Но,
разочаровавшись в академическом обучении, Майоль ищет учителей вне
школы. Своим самым сильным впечатлением восьмидесятых годов Майоль
называл живопись Пюви де Шаванна. Однако решающую роль в его становлении
сыграло знакомство в 1889 году с искусством Поля Гогена. Он перенял от
Гогена в первую очередь антиакадемичность и современную энергию
живописного языка, взгляд на живопись как на "образ" мира. Внутренние
контакты с творчеством Гогена Майоль сохранит и в будущем.
Неудивительно, что Майоль сближается с молодыми художниками,
последователями Гогена, называвшими себя "Наби" ("Пророки"). Они писали
картины, подобные декоративным панно, расписывали ширмы, делали рисунки
для гобеленов. Майоля привлекла идея возрождения старинного
ковроткачества. У себя на родине, в Баньульсе, он организовал
мастерскую, где шесть девушек работали над коврами по его эскизам. Кроме
гобеленов, Майоль создает на исходе века целую серию предметов
прикладного искусства. Он работает с деревом, бронзой и керамикой,
украшая свои произведения лепными и живописными изображениями античных
персонажей. Первая из сохранившихся - бронзовая статуэтка "Наби" -
датирована 1895 годом. Напряженная работа над гобеленами приводит к
тому, что в 1899 году Майоль временно теряет зрение. Выздоровев, он
вынужден навсегда оставить любимое ремесло.
Его увлекает новый вид искусства - скульптура. Первые маленькие фигурки
Майоля навеяны мотивами пастелей Эдгара Дега, где он изображал
причесывающихся, умывающихся, одевающихся женщин. И вот эту камерную,
интимную по своему звучанию тематику подхватил Майоль. В 1901 году
Майоль начинает работу над первой своей большой скульптурной композицией
- сидящей женской фигурой. Скульптура имеет два названия - "Мысль" или
"Средиземное море". В 1905 году в осеннем Салоне Парижа скульптура
предстала перед публикой. В 1905 году после выставки "Средиземноморье"
купил немецкий любитель искусства граф Г. Кесслер. Он сыграет
благотворную роль в дальнейшей судьбе мастера, став страстным
почитателем таланта Майоля и пропагандистом его творчества в Германии.
Именно благодаря его заказам скульптор смог выбиться наконец из нищеты и
обрести возможность для дальнейшего творчества. Вплоть до Второй мировой
войны Майоль работал поочередно в двух разных концах Франции - летом под
Парижем в Марли ле Руа, а в остальные месяцы - в Баньульсе. Прозвучавшая
в "Средиземноморье" тема покоя и погруженности в себя вскоре почти
исчерпывается в статуе "Ночь" (1902-1909). А вот в "Памятнике Бланки"
("Скованная сила") (1905-1906) - первом мемориальном произведении
мастера - воплощен другой мотив. Скульптор создает пластически
выразительную аллегорию, где мощная женская фигура олицетворяет
революционный порыв, противоборство человека трагической судьбе,
одухотворенную силу, преодолевающую внешнее сопротивление. В 1907 году,
по заказу русского мецената И. А. Морозова, Майоль начал работать над
статуей Помоны - она должна была представлять аллегорическую фигуру
осени и плодородия. Знаменитая статуя появляется сразу после поездки в
Грецию в 1910 году. Там на Майоля наибольшее впечатление произвела
архаика и ранняя классика. С той поры излюбленным мотивом скульптора
становится изображение стоящей женской фигуры. В начале 1910-х годов
Майоль начинает работу над новыми масштабными произведениями,
законченными из-за войны только в двадцатые годы "Памятник Сезанну",
"Иль-де-Франс" и "Венера с ожерельем". На всем протяжении двадцатых
годов скульптор работал над "Венерой с ожерельем". Это самая лиричная и
женственная из его богинь. Статуя впечатляет непринужденной грацией
жеста, лишенного манерности и продиктованного внутренним чувством. В то
же время Майоль работает над памятниками жертвам Первой мировой войны.
Наиболее удачный - "Памятник павшим" в Баньульсе, решенный в виде
каменной стелы с двумя выступами. Простыми средствами Майоль передал
здесь чувство глубокой скорби и стоящее за ней ощущение вечности. В
тридцатые годы мастер создает ряд статуй, олицетворяющих природные
стихии, или своеобразные "первоначала" природы землю, воду, воздух.
Подобный замысел нашел воплощение в статуе "Гора" (1933-1937). В
тридцатые годы мастер работал также над единственной в его творчестве
круглой групповой композицией, позже названной "Три грации" (1930-1937).
Сам Майоль называл ее "Нимфы прерий". Она состоит из трех обнаженных
женских фигур, головы которых увенчаны венками из полевых цветов.
Последняя монументальная статуя Майоля - "Гармония" (1940-1944),
создавалась в тяжелые годы фашистской оккупации. Скульптор практически
не выезжал из Баньульса и, несмотря на почтенный возраст, по-прежнему
работал по десять часов в сутки, создавая жизнеутверждающие
произведения. Свою задачу Майоль, как и прежде, видел в том, чтобы
творить "вечно человеческое" и "волновать сердца людей". 27 сентября
1944 года скульптор скончался после автомобильной катастрофы. Его
похоронили в Баньульсе в окружении кипарисов и сосен. На могиле его
надгробие в виде статуи "Средиземноморье".
|