Константин Менье -
бельгийский скульптор и художник. Константин Менье родился 12 апреля
1831 года в Брюсселе. На формирование художественных наклонностей Менье
оказал влияние его брат - гравер Ж.-Б. Менье, а также итальянский гравер
Каламатта, живший в пансионе одновременно с пейзажистом Фурмуа. Юношей
Менье посещал скульптурный класс Академии изящных искусств Брюсселя и
мастерскую Ш.-О. Фрекена - скульптора академического толка. Он занимался
также у известного живописца Ф.-Ж. Навеза (с 1854 года). Но решающими
для Менье оказались встреча с де Гру и вступление затем в "Свободное
общество изящных искусств". Менье надолго оставляет скульптуру. Как
живописец он впервые выступил на трехгодичной выставке (Триеннале) в
Брюсселе в 1857 году с картиной "Сестры милосердия". В последующие годы
он участвует в выставках в Антверпене, Ренте, Брюсселе и Париже со
сценами из жизни монахов-траппистов и святых. Те же сюжеты повторялись в
картинах мастера и после его вступления в "Свободное общество изящных
искусств". Живопись этих полотен малоинтересна, но зато рисунки
позволяют ощутить большой ритмический дар художника, его стремление к
ясной логике монументализированных форм ("Похороны трапписта", "Монах на
коленях"). Лишь изредка мелькают на выставках этих лет жанровые и
пейзажные полотна. В 1878 году он посетил стекольный завод в
Валь-Сен-Ламбер и заводы Кокериль в Серене. С того времени основное
место в творчестве Менье заняли картины, посвященные двум темам - сценам
на заводе и работе шахтеров. Его дебют в новом для него жанре сразу же
привлек внимание критики, отметившей не только оригинальное и новое в
трактовке индустриальной темы Менье, но также и преемственность в
обращении к ней - здесь справедливо называлось имя Менцеля.
Поездка в Испанию (с октября 1882 по апрель 1883 года) была лишь
временным перерывом, - художник по поручению бельгийского правительства
копировал в Севильском соборе картину нидерландского живописца Ван
Кампена "Снятие с креста". В 1885 году Менье впервые выставил свои
скульптуры, а в 1886 году в Париже он получил признание ведущих
французских критиков. На Всемирной парижской выставке 1889 года
"Молотобоец" - первая из больших скульптур Менье - получила "Медаль
почета", но, несмотря на премию, мастер не мог найти в Брюсселе работу,
которая обеспечила бы ему существование. Еще раньше ради заработка он
согласился занять место профессора в Лувенской академии изящных
искусств. В 1887-1895 годах он жил в маленьком провинциальном городе,
семья Менье оставалась в Брюсселе. Художник женился в 1862 году на
француженке, учительнице музыки. Из шести детей четверо прожили недолго,
их раннюю смерть Менье пережил мучительно. Сын Карл стал гравером и
сотрудничал с отцом. Лувенский период жизни был необычайно плодотворным
для Менье. Именно здесь, в Лувене, им были созданы или впервые возникли
замыслы всех его основных скульптурных произведений. Менье-скульптор
начал с одного из самых экспрессивных образов, какие им были созданы, -
образа пудлинговщика. Есть несколько произведений на эту тему - рельеф
"Голова пудлинговщика", бюст с тем же названием (1895) и большая статуя
"Пудлинговщик" (1886). Все работы строятся на пластических принципах
асимметрии и подвижности формы. Статуе "Пудлинговщик" предшествовала
картина с изображением отдыхающего пудлинговщика - "Усталость",
композиция которой и была использована Менье. Мастер почти никогда не
передает в своих скульптурах момент самой работы, но тем более
интересно, что он достигает предельной точности, конкретности
изображения и полной достоверности, прекрасно используя выразительность
позы, предпочитая обычно стоящие во весь рост фигуры. В девяностые годы
состоялись выставки Менье во Франции и Германии, принесшие ему славу. В
последующие годы Менье без конца варьировал тему труда, создав
"Косильщика", "Кузнеца", "Сеятеля" и другие работы. Самой большой
творческой удачей мастера следует считать статую "Грузчик" и бюст
"Антверпен". Особое место принадлежит "Памятнику труду", над которым
Менье работал с середины восьмидесятых годов до конца жизни, но так и не
смог завершить. Менье хотел показать жизнь рабочего от юности до
зрелости, его труд в различных областях. Именно так следует понимать
соотношение статуй и скульптурных групп, таких, например, как
"Материнство", с рельефами "Жатва", "Порт", "Шахта", "Индустрия". Хотя
истинное призвание Менье-скульптора в создании героизированных образов
тружеников, пролетариев, но он выполнил на хорошем профессиональном
уровне и немало портретных бюстов, по преимуществу писателей и
художников К. Лемонье (1886), Э. Верхарна (1900), Э. Золя (1903), Э.
Пикара, Т. ван Риссельберге (1900), Э. Клауса (1902). В области
скульптурной группы особенно интересна работа Менье над памятником "На
водопое" (1899), установленного в сквере Амбьорис в Брюсселе. Возможно,
это единственный пример конного монумента героического характера,
посвященного пролетарию, в городском ансамбле того времени. Скульптор
великолепно выбрал позу человека, сидящего на лошади. Она выражает
свободу, уверенность и достоинство. Умер Константин Менье 4 апреля 1905
года в Брюсселе.
|