Elite-Home

Константин Менье

На главную ║ Назад    Великие скульпторы

Константин Менье (Constantin Meunier)

 

   Константин Менье - бельгийский скульптор и художник. Константин Менье родился 12 апреля 1831 года в Брюсселе. На формирование художественных наклонностей Менье оказал влияние его брат - гравер Ж.-Б. Менье, а также итальянский гравер Каламатта, живший в пансионе одновременно с пейзажистом Фурмуа. Юношей Менье посещал скульптурный класс Академии изящных искусств Брюсселя и мастерскую Ш.-О. Фрекена - скульптора академического толка. Он занимался также у известного живописца Ф.-Ж. Навеза (с 1854 года). Но решающими для Менье оказались встреча с де Гру и вступление затем в "Свободное общество изящных искусств". Менье надолго оставляет скульптуру. Как живописец он впервые выступил на трехгодичной выставке (Триеннале) в Брюсселе в 1857 году с картиной "Сестры милосердия". В последующие годы он участвует в выставках в Антверпене, Ренте, Брюсселе и Париже со сценами из жизни монахов-траппистов и святых. Те же сюжеты повторялись в картинах мастера и после его вступления в "Свободное общество изящных искусств". Живопись этих полотен малоинтересна, но зато рисунки позволяют ощутить большой ритмический дар художника, его стремление к ясной логике монументализированных форм ("Похороны трапписта", "Монах на коленях"). Лишь изредка мелькают на выставках этих лет жанровые и пейзажные полотна. В 1878 году он посетил стекольный завод в Валь-Сен-Ламбер и заводы Кокериль в Серене. С того времени основное место в творчестве Менье заняли картины, посвященные двум темам - сценам на заводе и работе шахтеров. Его дебют в новом для него жанре сразу же привлек внимание критики, отметившей не только оригинальное и новое в трактовке индустриальной темы Менье, но также и преемственность в обращении к ней - здесь справедливо называлось имя Менцеля.
   Поездка в Испанию (с октября 1882 по апрель 1883 года) была лишь временным перерывом, - художник по поручению бельгийского правительства копировал в Севильском соборе картину нидерландского живописца Ван Кампена "Снятие с креста". В 1885 году Менье впервые выставил свои скульптуры, а в 1886 году в Париже он получил признание ведущих французских критиков. На Всемирной парижской выставке 1889 года "Молотобоец" - первая из больших скульптур Менье - получила "Медаль почета", но, несмотря на премию, мастер не мог найти в Брюсселе работу, которая обеспечила бы ему существование. Еще раньше ради заработка он согласился занять место профессора в Лувенской академии изящных искусств. В 1887-1895 годах он жил в маленьком провинциальном городе, семья Менье оставалась в Брюсселе. Художник женился в 1862 году на француженке, учительнице музыки. Из шести детей четверо прожили недолго, их раннюю смерть Менье пережил мучительно. Сын Карл стал гравером и сотрудничал с отцом. Лувенский период жизни был необычайно плодотворным для Менье. Именно здесь, в Лувене, им были созданы или впервые возникли замыслы всех его основных скульптурных произведений. Менье-скульптор начал с одного из самых экспрессивных образов, какие им были созданы, - образа пудлинговщика. Есть несколько произведений на эту тему - рельеф "Голова пудлинговщика", бюст с тем же названием (1895) и большая статуя "Пудлинговщик" (1886). Все работы строятся на пластических принципах асимметрии и подвижности формы. Статуе "Пудлинговщик" предшествовала картина с изображением отдыхающего пудлинговщика - "Усталость", композиция которой и была использована Менье. Мастер почти никогда не передает в своих скульптурах момент самой работы, но тем более интересно, что он достигает предельной точности, конкретности изображения и полной достоверности, прекрасно используя выразительность позы, предпочитая обычно стоящие во весь рост фигуры. В девяностые годы состоялись выставки Менье во Франции и Германии, принесшие ему славу. В последующие годы Менье без конца варьировал тему труда, создав "Косильщика", "Кузнеца", "Сеятеля" и другие работы. Самой большой творческой удачей мастера следует считать статую "Грузчик" и бюст "Антверпен". Особое место принадлежит "Памятнику труду", над которым Менье работал с середины восьмидесятых годов до конца жизни, но так и не смог завершить. Менье хотел показать жизнь рабочего от юности до зрелости, его труд в различных областях. Именно так следует понимать соотношение статуй и скульптурных групп, таких, например, как "Материнство", с рельефами "Жатва", "Порт", "Шахта", "Индустрия". Хотя истинное призвание Менье-скульптора в создании героизированных образов тружеников, пролетариев, но он выполнил на хорошем профессиональном уровне и немало портретных бюстов, по преимуществу писателей и художников К. Лемонье (1886), Э. Верхарна (1900), Э. Золя (1903), Э. Пикара, Т. ван Риссельберге (1900), Э. Клауса (1902). В области скульптурной группы особенно интересна работа Менье над памятником "На водопое" (1899), установленного в сквере Амбьорис в Брюсселе. Возможно, это единственный пример конного монумента героического характера, посвященного пролетарию, в городском ансамбле того времени. Скульптор великолепно выбрал позу человека, сидящего на лошади. Она выражает свободу, уверенность и достоинство. Умер Константин Менье 4 апреля 1905 года в Брюсселе.

   По материалам: http://www.tonnel.ru/.
  
   На водопое, 1899 год
  
   Докеры, Барельеф "На Работе". Брюссель
  
Constantin Meunier, The Mower    Косильщик, 1892 год
  
 

На главную ║ Назад    Великие скульпторы

Рейтинг@Mail.ru