Жан-Батист Карпо -
французский скульптор. Жан-Батист Карпо родился 11 мая 1827 года в
Валансьенне (Франция). Сын бедного валансьенского каменщика, он учился
поначалу в разных маленьких рисовальных школах, а потом с 1844 года у
Рюда. Поступив в парижскую Школу изящных искусств, Карпо занимался у Ф.
Дюре и Д. Анжерского. В 1854 году получил римскую премию за группу
"Гектор вверяет своего сына, Астианакса, покровительству отца богов". В
качестве пенсионера правительства Карпо отправился в 1856 году в столицу
Италии. В Риме Карпо испытал несомненное влияние Микеланджело, позднего
Донателло. Из столицы Италии он выслал на родину первую значительную
работу - "Паломбелла". Это портрет простой итальянской девушки, которая
произвела своей красотой сильное впечатление на молодого ваятеля. Здесь
Карпо не обнаруживает настоящего интереса к человеческой
индивидуальности, а скорее стремится создать обобщенный образ прекрасной
итальянки. А вот выполненные позднее портреты французских аристократов -
маркизы де ла Валетт и маркиза де ла Пьенн - уже говорят об
усиливающемся внимании к индивидуальному началу. Эти работы понравились
именитым заказчикам и открыли Карпо доступ в высшие сферы общества. В
Италии Карпо исполнил и другие значительные произведения гипсовую статую
"Мальчик-рыбак" (1858), а потом и группу "Уголино с его детьми" (1860),
благодаря которой он получил громкую известность.
Вернувшись во Францию в 1861 году, Карпо становится постоянным
посетителем резиденции Бонапартов в Париже и Компьене. Скульптор
работает над портретами Наполеона III и других членов императорской
семьи. При этом молодой мастер создает немало холодных идеализирующих
изображений. Карпо использует различные варианты композиций - от строгих
решений римских портретов до динамичных и сложных, присущих барочным и
рокайльным мастерам. Бронзовая группа "Уголино", выставленная в Салоне
1863 года, сразу же вызвала ожесточенную критику официальных кругов.
Сюжет скульптуры заимствован из Дантова "Ада", где поэт описал гибель
пизанского тирана, брошенного в башню смерти и умершего там вместе с
детьми от голода. Голова Уголино подперта руками, его лицо искажено
муками боли и страдания. Он окружен детьми, в отчаянии умоляющими его о
спасении и при агонии которых он, бессильный, присутствует. В этом
полном драматизма произведении чувствуется влияние классики мировой
скульптуры, а особенно работы Микеланджело и античной группы "Лаокоон".
Пирамидальная композиция, составленная из пяти обнаженных фигур, очень
сложна по построению и свидетельствует о большом мастерстве скульптора.
Все персонажи находятся в различном физическом и духовном состоянии,
однако они объединены единым чувством страдания и безысходности. Начиная
с маленького тельца ребенка, безжизненно лежащего на земле, это чувство
безысходности проходит через все фигуры и своего кульминационного
момента достигает в образе самого Уголино. Скульптор демонстрирует
великолепное знание анатомии человеческого тела. Драматизм и динамизм
группы усиливается благодаря пластически выразительной лепке фигур.
Лучшим в наследии Жана-Батиста Карпо являются его
монументально-декоративные композиции. А среди них выделяется
скульптурная группа "Танец". Она была исполнена в 1869 году для фасада
Парижской оперы, построенной по проекту Шарля Гарнье. Благодаря
выразительности силуэта и четким скульптурным формам группа удачно
связалась с архитектурным окружением. Она с первого взгляда покоряет
зрителя естественностью и динамичностью верно схваченных движений. В
веселом хороводе кружатся девушки, их простые милые лица далеки от
классического типа красоты. В вихре движения развеваются волосы,
гирлянды цветов. А над всей группой возвышается гений. Его поднятые
вверх руки, вся фигура, полная пафоса и динамики, как бы призывает к
радости и веселью. Эта пластичная и крепкая по форме скульптура отражает
правдивое и жизнерадостное восприятие жизни ее автором, проявившим здесь
себя мощным реалистом. Интересно, что гипсовая модель скульптурной
группы "Танец" для фасада Парижской оперы гораздо живее и четче, чем
окончательный вариант в камне. Кокетливая веселость группы, навеянная
стилем рококо, как нельзя лучше соответствует необарочной архитектуре
Шарля Гарнье. Хотя Карпо по своему направлению был реалистом, но
подражание формам действительности, чуждое всякой идеализации,
соединялось в его произведениях с глубиною экспрессии и сильною
передачей движения. Кроме уже упомянутых, надо назвать и другие
замечательные произведения мастера барельеф на павильоне Флоры
(1863-1866) в Тюильри, статуи молодой девушки с раковиною и раненого
Амура, бронзовую скульптурную группу "Четыре части света" (1867-1872)
для фонтана на площади Обсерватории в Париже. Умер Жан-Батист Карпо 12
октября 1875 года в Курбевуа, ныне О-де-Сен.
|