Николай Степанович Пименов
- русский скульптор. Николай Степанович Пименов родился в 1812 году в
Петербурге, в семье знаменитого скульптора Степана Степановича Пименова.
Отец развил в нем еще с детства любовь к искусству, особенно к той
отрасли, которой занимался сам, и в 1824 году определил его в
воспитанники академии художеств. Здесь главным наставником молодого
Пименова в скульптуре был С. Гальберг, хотя и отец продолжал помогать
ему своими уроками и советами. Работая под руководством этих учителей,
он быстро выказал блестящие успехи, в награду за которые были присуждены
ему в 1829-1832 годах две малые и две большие серебряные медали. Окончив
академический курс в 1833 году с малой золотой медалью, полученной за
выделенный по программе барельеф "Гектор в ложнице Елены укоряет Париса
в бездействии", был оставлен на три года при академии для своего
дальнейшего усовершенствования. В течение этих лет занимался довершением
некоторых работ, заказанных Степану Пименову для здания сената и которые
этот мастер не умел исполнить за своей смертью, а также лепкой статуи
"Русский парень, играющий в бабки" на тему, предложенную Академией в
виде конкурсной программы на большую золотую медаль. Эта статуя в 1836
году доставила Пименову искомую награду и обратила на него общее
внимание.
В 1837 году Пименов, как получивший большую зололотую медаль, был
отправлен на казенный счет за границу. Посетив некоторые города
Германии, он отправился в Италию, где пробыл 14 лет, живя попеременно в
Риме и Флоренции. Во Флоренции он в первое время пользовался советами
знаменитого тогда скульптора Бартолини. Из произведений, исполненных им
в Италии, особенно достойны внимания: статуя "Мальчик, просящий
милостыню", доставившая художнику в 1844 году звание академика
(находится в павильоне Царицына острова, в Петергофе), статуи "Мальчик,
кормящий птичку" (в Сергиевской даче герцогов Лейхтенбергских) и
"Мальчик, подкрадывающийся к бабочке", фигуры евангелистов Матфея,
Иоанна и Луки (для фронтонов Исаакиевского собора, в СПб.), надгробный
памятник г-же Нелидовой, модель группы для фонтана "Ян Усмовец,
останавливающий разъяренного быка" и проекты пяти аллегорических групп
("Москва", "Петербург", "Новгород", "Киев" и "Сибирь").
В 1860 году Пименов возвратился в отечество и вскоре получил заказ
вылепить для воспроизведения из бронзы две колоссальные группы,
"Воскресение Христово" и "Преображение", для постановки на вершине малых
иконостасов Исаакиевского собора. Первая из этих групп, по всей
справедливости считающихся лучшими созданиями художника, была окончена в
1853 году, а вторая в 1854 году. За них академия возвела Пименова в
звание профессора. В следовавшем за тем 1855 году он занял в ней место
штатного профессора и вступил в управление ее скульптурным классом. С
тех пор Пименов сверх занятий со своими учениками по Академии трудился
над сочинением проектов и лепкой моделей памятников адмиралу Лазареву
для Николаева, трем севастопольским героям, Корнилову, Нахимову и
Истомину, кн. Паскевичу для Варшавы, кн. Воронцову для Тифлиса, имп.
Николаю I для Александрии близ Петергофа, А. С. Пушкину для Москвы, но
все эти проекты или остались неосуществленными, или были исполнены
другими скульпторами. К произведениям последних лет жизни Пименова
принадлежат также колоссальный бюст имп. Николая I, украшающий собой
биржевой зал в СПб. (1859); бюст того же государя в виде русского витязя
в Эрмитаже (1860); бюсты великой княгини Марии Николаевны, великого
князя Николая Николаевича Старшего и московского губернского
предводителя дворянства Черткова; модель группы "Георгий Победоносец",
которую предполагалось поставить в Георгиевской зале большого
кремлевского дворца в Москве; шесть фигур для украшения носовых частей
кораблей и некоторые другие. Кроме ваяния, Пименов занимался,
преимущественно во время пребывания своего в Италии, также и живописью.
В музее Академии имеются две его картины: "Христос" и "Голова
итальянца-монаха". Как скульптору Пименову должно быть отведено одно из
самых первых мест в истории русского искусства; это был художник весьма
оригинальный, с национально-русским оттенком, одаренный живой, быть
может, даже чересчур пылкой фантазией, превосходный знаток анатомии
человеческого тела, умевший соединять в своих произведениях красоту
композиции и благородство форм с верностью природе, правдой движений и
сильной характеристикой. Умер Николай Степанович Пименов в 1864 году в
Петербурге. |