Бертель Торвальдсен -
датский художник и скульптор. Бертель Торвальдсен родился 19 ноября 1770
года в Копенгагене. Отец, исландец по происхождению, был резчиком по
дереву. Он не имел большого таланта, но зато сумел привить сыну интерес
к скульптуре и рисованию. В 1781 году Бертель становится учеником
Королевской академии художеств в Копенгагене. Вскоре юноша был награжден
по классу скульптуры малой и большой серебряными медалями, в 1791 году -
малой золотой. Одному из своих учителей - Николаю Абильгору - он
помогает в отделке королевской резиденции в Копенгагене - Амалиенборге.
Главным его наставником в Копенгагене был даровитый датский скульптор
Видевельт, который научил Торвальдсена любить и понимать античное
искусство. В 1793 году Торвальдсен получил Большую золотую медаль за
рельеф "Петр исцеляет хромого", а с ним право пенсионерства в Италии.
Это давало возможность получать стипендию и продолжать учебу в Италии.
Однако прибыть в Рим Торвальдсен смог лишь 8 марта 1797 года. Отныне
этот день он отмечает как день своего рождения.
В Риме Торвальдсен попал в ближайший круг друзей самого Гете,
группировавшихся вокруг Вильгельма фон Гумбольдта. Много времени
проводит Торвальдсен и в галереях Ватикана. В Италии Торвальдсен провел
большую часть своей жизни, около сорока лет, никогда не забывая своей
маленькой родины. Он постоянно был связан с Копенгагеном, посылал туда
закупаемые им антики, а перед смертью завещал все свои произведения
городу. Успеху в Риме и продлению командировки способствовало создание
группы "Вакх и Ариадна", а особенно скульптуры "Язон" (1803). "Язон"
представил все основные черты стиля великого мастера совершенную
простоту и ясность композиционного построения, предпочтение мужественным
и благородным характерам; крепкую, уверенную лепку формы. Благодаря
"Язону" молодой скульптор быстро приобрел известность в кругах любителей
искусства. К нему поступает множество заказов. Художника посещают
знатные путешественники, у него появляются средства, чтобы расширить
мастерскую, привлечь для работы учеников и подмастерьев. При всей любви
к творчеству античных скульпторов, например Фидия или Праксителя,
Торвальдсен, однако, не стал их слепым подражателем. Античное искусство
было для Торвальдсена, в сущности, лишь источником вдохновения, в самом
же творчестве своем он всегда оставался в высшей степени индивидуальным,
верным своему своеобразному гению, одинаково сильному и в области
статуи, и в области рельефа. Для выражения мощных художественных идей
служили Торвальдсену крупные статуи, рельеф же давал исход целому сонму
грациозно-шаловливых, нежно-любовных и других мыслей и чувств, постоянно
волновавших его фантазию. Работал Торвальдсен неутомимо, причем
обыкновенно, прежде чем приступить к лику задуманной модели, набрасывал
ее карандашом и разрабатывал в эскизах, иногда до двадцати и более раз.
С 1803 по 1819 год Торвальдсен исполнил множество крупных и мелких
статуй и рельефов. Им были, в частности, созданы "Амур и Психея",
"Адонис", "Марс и Амур", "Венера с яблоком", "Геба", "Ганимедсорлом",
"Пастух", "Поход Александра Македонского", "Танцовщицы", "Три грации";
рельефы "Ахилл и Брезенда", "Приам, умоляющий отдать тело Гектора" и ряд
других. В 1818 году Торвальдсен заканчивает работу над скульптурой
"Меркурий со свирелью". История происхождения этой удивительной статуи в
высшей степени характерна для уяснения того, как работал Торвальдсен.
Однажды, отправляясь обедать, Торвальдсен заметил полусидящего,
полустоящего в дверях дома молодого итальянца. Красота и оригинальность
позы поразили скульптора. Он прошел было мимо, но с полдороги вернулся
и, застав юношу все в той же позе, не замедлил хорошенько запомнить
детали положения. Затем, наскоро пообедав, Торвальдсен вернулся домой,
чтобы засесть за эскиз новой статуи, а на другой день уже серьезно
взялся за работу над моделью "Меркурия". В 1820 году Торвальдсену
поручают скульптурное оформление главного собора Копенгагена - собора
Богоматери. Художник создает ансамбль, включающий в себя двенадцать
фигур апостолов, размещенных вдоль стен центрального нефа собора, фигуру
Христа в апсиде и изображение коленопреклоненного ангела. Все статуи
Торвальдсен исполнил в величину, больше натуральной. В том же двадцатом
году Торвальдсен возвращается в Италию, где много работает над заказами
разных европейских стран Польши, Германии, Англии, Италии, Дании. В
основном это памятники-монументы Копернику для Краковского собора
(1823), Шиллеру в Штутгарте (1835), Байрону в Кембридже (1831), папе Пию
VII в соборе Святого Петра в Риме (1824-1831) и т.д.
Торвальдсен проявил себя и как блестящий портретист. Он создал немало
великолепных портретов. Среди тех, кого изобразил скульптор, были
царствующие особы - Наполеон, Александр I, польский король Понятовский,
а также и великие поэты - лорд Байрон, Шиллер. Воистину, образцом
гармонии, ясности, чистоты формы стала портретная статуя княгини Марии
Федоровны Барятинской, жены известного русского дипломата И. И.
Барятинского. В 1825 году Торвальдсена избирают президентом Римской
академии святого Луки, а в 1833 году - президентом Академии художеств в
Копенгагене. Он был также почетным членом Французской и Российской
академий художеств, академий Берлина, Мюнхена, Флоренции, Милана. В 1838
году Торвальдсен решил окончательно вернуться на родину. Здесь ему был
оказан грандиозный прием. Остальные годы своей жизни великий скульптор
посвятил отечеству. Крупными его работами в этот период являются фризы
"Въезд Христа в Иерусалим" и "Шествие на Голгофу". Кроме них, он
исполнил много мелких произведений и усиленно занимался разработкой
плана и устройством (на средства, собранные всенародной подпиской)
музея, в котором должны были поместиться все его произведения.
Торвальдсен скончался в Копенгагене 24 марта 1844 года, присутствуя на
вечернем спектакле в Королевском театре. Тело Торвальдсена погребено под
простой каменной плитой в середине двора, образуемого четырьмя флигелями
музея его имени, в котором собрано 80 статуй, 130 бюстов и 240 рельефов
прославленного мастера. |