Иоганн Готфрид Шадов -
немецкий скульптор и художник. Иоганн Готфрид Шадов родился 20 мая 1764
года в Берлине, в семье портного. Еще в школе он выделялся среди своих
сверстников любовью к рисованию. В 1775 году в Берлин по приглашению
Фридриха Вильгельма прибыл парижский скульптор Жан-Пьер-Антуан Тассар
(1727-1788), чтобы возглавить придворную скульптурную мастерскую.
Тассару сообщили о таланте Шадова, и он пригласил мальчика к себе.
Супруга Тассара начала с ним заниматься. Иоганн рисовал, копировал
картины известных мастеров, преимущественно Ф. Буше, которого его
наставница ценила особенно высоко. Одновременно Шадов начал посещать
скульптурную мастерскую Тассара. Вскоре перед Шадовом встала проблема
выбора: посвятить себя живописи, точнее, рисунку и гравюре, или стать
скульптором. Теперь он начал много рисовать с гипсов, лепить из глины,
делать гипсовые модели и учиться их переводу в мрамор. Однако в его
ранних работах - бюсте Генриетты Херц - ничто еще не говорило о
пластическом даровании. Тассар не препятствовал занятиям, но считал, что
у Шадова большие способности к гравированию, чем к скульптуре. Учитель
Шадова был мастером, воспитанным преимущественно французской иi
нидерландской пластикой XVII-XVIII веков. Он был мало знаком с античной
скульптурой, хотя и находился под влиянием идей И. Винкельмана. Тассар
был известен своими декоративными работами, выполненными в мраморе и
украшающими по сей день парки Берлина, Потсдама и Сан-Суси, а также
портретами. Вскоре занятия с Тассаром перестали удовлетворять Шадова. С
1780 года он начинает посещать Академию художеств, девятнадцатилетним
юношей едет в Дрезден и Вену. Затем отправляется во Флоренцию, где
восхищается произведениями Микеланджело и Джованни де Болонья,
осматривает монументы городских площадей. Но по-настоящему Шадов
проникается скульптурой в Риме, где проводит два года (1785-1787).
В эту эпоху Рим становится центром классицизма. Художники и скульпторы
создают свои произведения под влиянием "Клятвы Горациев" Ж.-Л. Давида и
"Тезея и Минотавра" А. Кановы. Шадов поступает в частную Академию
Александра Триппеля (1744-1793) - одного из последователей системы И.
Винкельмана, воспитывавшего своих учеников в духе классицизма. Большую
часть времени Шадов проводит, изучая античный Рим. Он много работает в
Ватикане и Капитолийском музее, во Французской Академии в Риме,
поддерживает тесные связи с французскими художниками. Здесь он
знакомится с А. Кановой, и это знакомство перерастает в тесную дружбу,
длившуюся на протяжении всей жизни. Шадов принимает участие в Конкурсе
Балестры, где выставляет свою, ныне утраченную, группу "Персей и
Андромеда", выполненную в терракоте, и получает за нее золотую медаль.
Глиняная статуэтка Ахилла, выполненная в Риме в последние годы
пребывания там Шадова, свидетельствует о том, как далеко он ушел от
Тассара под влиянием античных памятников в ощущении пластики форм и
трактовке материала. Стройность пропорций фигур и удивительно мягкую
проработку модели он заимствовал из греческих оригиналов. В Берлине
становится известно о таланте скульптора. Когда скульптор возвращается в
Берлин, его избирают постоянным членом Академии, а после смерти Тассара
Шадов заменяет его на посту директора всех официальных скульптурных
работ и становится главой придворной скульптурной мастерской. С этого
времени и на протяжении почти сорока лет Шадов завален заказами. В свою
мастерскую он привлекает шестнадцать помощников, чрезвычайно много
работает сам.
Архитектурные работы в Берлине в это время возглавляет архитектор К.
Лангханс, чья деятельность составила целую эпоху. Начинается
сотрудничество двух крупнейших немецких мастеров конца XVIII века. Шадов
создает множество рельефов для фасадов берлинских зданий. В конце 1780-х
годов Лангханс сооружает Вранденбургские ворота, стремясь соединить в
одном здании афинские пропилеи с римской триумфальной аркой. Для
Бранденбургских ворот Шадов выполняет квадригу коней, а затем дополняет
ансамбль ворот статуей Марса, ставшей символом немецкой столицы. В ней
ощутимо влияние образов Микеланджело и античной статуи "Арес" с виллы
Людовизи. В 1780-1790-е годы Шадов создает свои лучшие произведения.
Среди них надгробие юного графа фон дер Марк, находящееся в церкви
Доротеи в Берлине. Здесь он отказался от помпезности барочных надгробий
и создал произведение, полное сдержанной печали и скорби в духе высокого
классицизма, где четкость и благородство силуэтов создаются ритмом линий
и сопоставлением плоскостей. Надгробие состоит из саркофага и нескольких
фигур, выполненных над ним. На саркофаге Шадов поместил фигуру словно
уснувшего мальчика. Одной из ведущих в творчестве Шадова является тема
прекрасной женщины. Он выполнил бюст своей жены Марианны, привлекающий
мягкостью характера и одновременно тонкостью душевного склада. На
протяжении своей жизни скульптор создавал портретные бюсты, наполненные
внутренним напряжением и сдерживаемой экспрессией, отличающиеся
благородством и интенсивностью духовной жизни. Одним из прекраснейших
образов среди женских портретов XVIII века является скульптурная группа
Шадова "Принцессы Луиза и Фредерика". Работая над ней, скульптор
выполнил сначала отдельно два бюста, а затем модель группы, которую
выставил в Берлинской Академии в 1795 году. Она вызвала целую волну
одобрительных и восторженных откликов.
Шадов был известен не только как скульптор, но и как талантливый график.
Это другая сторона его дарования. В течение всей жизни он работал над
серией портретов близких родственников и друзей, создавал карикатуры на
наполеоновскую армию и политические события Европы начала XIX столетия.
Большой интерес представляет и литературное наследие Шадова, его письма
и дневники. Хотя мастер продолжал работать до 1830-х годов, его поздние
работы не так значительны, как ранние. Свои лучшие произведения он
создал именно в XVIII столетии. Деятельность Шадова тесно связана с
ростом Берлина, превратившегося в один из крупнейших городов Европы, в
оформлении которого такое важное место занимает скульптура
прославленного мастера. Умер Иоганн Готфрид Шадов 27 января 1850 года в
Берлине. |