Иван Петрович Мартос -
русский скульптор. Иван Петрович Мартос родился около 1754 года в
городке Ичня (Украина), в семье мелкопоместного украинского дворянина. В
десять лет Ивана отправили в Петербургскую академию художеств. Здесь он
провел девять лет. Учился Мартос первоначально в классе орнаментальной
скульптуры у Луи Роллана. Затем его воспитанием занялся Никола Жилле,
замечательный педагог, воспитавший крупнейших русских ваятелей. После
окончания Академии Мартос был послан на пять лет продолжать обучение в
Риме, что сыграло огромную роль в формировании творческой
индивидуальности скульптора.
Наиболее ранние из дошедших до нас работ скульптора - портретные бюсты
семьи Паниных, исполненные им вскоре после возвращения в Россию. Портрет
как самостоятельный жанр не занимает в творчестве Мартоса значительного
места. Его дарованию свойственно тяготение к большему обобщению, к
передаче человеческих чувств в более широком смысле, чем это присуще
портретному искусству. Но вместе с тем скульптор обращается и к
портретным изображениям. Они являются неизменным компонентом созданных
им надгробий. В этих работах Мартос показал себя интересным и
своеобразным мастером скульптурного портрета. Надгробия для Мартоса
стали главной сферой его деятельности на многие годы. Двадцать лет жизни
художник посвящает почти исключительно им. В 1782 году Мартос создает
два замечательных надгробия - С. С. Волконской и М. П. Собакиной. Оба
они исполнены в характере античной надгробной стелы - мраморной плиты с
барельефным изображением. Эти произведения Мартоса - подлинные жемчужины
русской мемориальной пластики XVIII столетия. Успех ранних надгробий
принес славу и признание молодому скульптору. Он начинает получать
множество заказов. В эти годы одно за другим появляются надгробия Брюс,
Куракиной, Турчанинова, Лазаревых, Павла I и многих других. Как истинный
творец, Мартос в этих работах не повторяет себя, он находит новые
решения, в которых можно заметить определенную эволюцию его стиля,
тенденцию к монументальной значительности и героизации образов. Все чаще
Мартос обращается в своих работах к круглой скульптуре, делая ее главным
элементом надгробных сооружений, стремясь в пластике человеческого тела
передать душевные движения, эмоции. До конца своих дней работал Мартос в
мемориальной пластике, исполнив еще немало замечательных произведений,
среди которых наиболее совершенны надгробия Павлу I и "Памятник
родителям" в Павловске, созвучные лирическим музыкальным образам ранних
созданий скульптора.
Однако работа в надгробной скульптуре уже не занимала столь
значительного места в творчестве Мартоса двух последних десятилетий.
Этот период его деятельности связан всецело с созданием произведений
общественного характера, и прежде всего городских памятников. Крупнейшим
событием русского искусства начала XIX столетия явилось создание
Казанского собора в Петербурге. В осуществлении гениального замысла А.
Н. Воронихина приняли участие многие известные русские художники -
живописцы и скульпторы. Наиболее значительным по творческим результатам
оказалось участие Мартоса. Огромный барельеф "Истечение Моисеем воды в
пустыне", исполненный скульптором, украшает аттик восточного крыла
выступающей колоннады собора. Превосходное понимание Мартосом
архитектуры и закономерностей декоративного рельефа в полной мере
проявилось в этой работе. Большая протяженность композиции требовала
мастерства в группировке и построении фигур. Обессиленные, страждущие от
нестерпимой жажды люди тянутся к воде, причем скульптор показывает своих
героев не как единообразную безликую массу, а изображает их в конкретных
положениях, наделяет образы той необходимой степенью правды, которая
впечатляет зрителя и делает для него понятным замысел художника.
В 1805 году Мартос избирается почетным членом "Вольного общества
любителей словесности, наук и художеств". К моменту вступления в
Общество Мартос уже широко известный скульптор, профессор Академии
художеств, автор многих произведений. Именно одним из членов
петербургского Вольного общества в 1803 году было внесено предложение о
сборе пожертвований на постановку памятника Минину и Пожарскому в
Москве. Но только в 1808 году был объявлен конкурс, где участвовали,
кроме Мартоса, крупнейшие русские скульпторы Демут-Малиновский, Пименов,
Прокофьев, Щедрин. Первое место завоевал проект Мартоса. Первоначально
памятник установили около Торговых рядов, против Кремлевской стены.
Открытие состоялось в 1818 году и было большим и важным художественным
событием. Художник сумел воплотить в своем произведении мысли и чувства,
волновавшие широкую общественность России. Образы же героев русской
истории, отмеченные большим гражданским пафосом, воспринимались как
современные. Их подвиги напоминали о недавних событиях Отечественной
войны. В эти же годы Мартос исполняет и ряд других работ, самых
разнообразных по назначению. Так, в 1812 году он создал статую Екатерины
II, в 1813 году - эскизы фигур четырех евангелистов для Казанского
собора и многие другие. Творческая активность Мартоса проявляется и в
последующие годы. Наряду с преподавательской деятельностью в Академии
художеств, в 20е годы он исполнил несколько крупных монументальных
работ: памятник Павлу I в Грузине, Александру I в Таганроге (1828-1831),
Ришелье в Одессе (1823-1828), Ломоносову в Архангельске (1826-1829). Из
документов известно, что Мартос работал также над созданием памятника
Дмитрию Донскому, осуществить который, к сожалению, ему не удалось.
Мартос прожил большую, наполненную трудом, жизнь, целиком отданную
служению искусству. Умер Иван Петрович Мартос 5 апреляв 1835 года в
Санкт-Петербурге. |