Федос Федорович Щедрин -
русский скульптор. Федос Федорович Щедрин родился в 1751 году в
Петербурге, в семье гвардейского солдата. В 13 лет отец определил его в
воспитательное училище при Академии художеств. Федос вскоре начал
учиться скульптуре у профессора Н.-Ф. Жилле и выдвинулся среди
сотоварищей. В 1773-1775 годах стажировался в Риме, а в 1775-1785 годах
- в Париже. Первое значительное произведение скульптора, выполненное по
возвращении в Россию, статуя "Венера" (1792). Вопреки общему правилу,
Щедрин не получил академического звания после возвращения из-за границы.
Преподавал в Академии художеств. С 1818 года - ректор скульптуры. Мастер
монументально-декоративной и станковой пластики.
Годы XIX века стали самыми плодотворными в жизни мастера. Щедрин
участвует в украшении петергофских фонтанов, Казанского собора, зданий
Биржи и Адмиралтейства. Статуи Петергофа выполнены в излюбленном
Щедриным жанре декоративной садово-парковой скульптуры, однако их
решение потребовало принципиально нового подхода. Здесь впервые перед
Щедриным встала задача создания не самостоятельного, отдельно стоящего
произведения, а статуй, которые должны были органично войти в уже
существующий сложный ансамбль. И скульптор успешно справился с этой
трудной задачей. Он создал для петергофского Большого каскада статуи
"Персей" (1800), "Нева" (1804) и две группы "Сирен" (1805). Щедрин
создает Персея (сына Зевса и Данаи, победившего медузу Горгону) в момент
торжества. Обнаженный герой широко шагнул вперед. В правой, опущенной
руке он держит меч, уже сослуживший свою службу, левой - протягивает
зрителю голову побежденной Горгоны. Щедрин строит композицию на сложных
перекрещивающихся движениях: направленном вперед, создаваемом широким
шагом Персея, и перпендикулярном ему, образованном линией плеч,
«перерезающей» шаг. Как и остальные статуи Щедрина, выполненные для
Петергофа, "Персея" отличает убедительная жизненность. В его ладно
сложенной фигуре и очень русском, очерченном мягким овалом лице нет
никакой идеализации. Интересно, что даже отсеченную голову Горгоны
скульптор изобразил не отталкивающей химерой, а как вполне реальную
женскую голову с несколько крупноватыми, неправильными чертами лица и
застывшим выражением безысходной тоски. Существует также версия, что
лицо Горгоны имеет портретное сходство с лицом шведского короля Карла
XII, так как образ и подвиг Персея в XVIII веке отождествлялись с Петром
I и его победами. Женская фигура, олицетворяющая Неву, как и парная к
ней мужская фигура Волхова, принадлежащая И. П. Прокофьеву, помещены на
полукруглых выступах Самсоньевского ковша. Это определяет их важную роль
в общей композиции ансамбля Большого каскада. Образ "Невы", созданный
скульптором, далек от условности и манерности ряда аллегорических статуй
Петергофа или Летнего сада. Перед нами полная нерастраченных сил, зрелая
женская красота, воссозданная Щедриным настолько убедительно, что почти
не оставляет сомнений в использовании живой модели. Полнокровность
тяжеловатых форм, переданных плотной лепкой и тщательной моделировкой,
выгодно отличает "Неву" Щедрина от безупречных по мастерству, но
холодных статуй многих его современников, избегавших близкого сходства с
природой. Во время Великой отечественной войны статуя была похищена
фашистами. Безусловно удались скульптору и две группы "Сирен",
фантастических обитательниц морских глубин. Размещенные попарно на
восточной и западной сторонах Большого ковша, они перекликаются с
исполненными Ж. Д. Рашеттом группами "Наяда с тритоном". Сравнительно со
статуей Невы сиренам присуща большая декоративность и экспрессия. Очень
живо и реалистично трактованы лица сирен. Фигуры даны в легком повороте,
что в сочетании с изломанной линией силуэтов создает впечатление
разворачивающегося по спирали движения. Небрежно рассыпавшиеся влажные
волосы сирен, их чешуйчатые рыбьи хвосты, изогнутые морские раковины,
изливающие серебряные струи, - все эти точно найденные детали позволили
скульптурным группам Щедрина органично войти в неповторимый ансамбль
искусства и природы. Все статуи, выполненные Щедриным для Петергофа,
были отлиты в бронзе, а чуть позже позолочены мастером П. Брюлло, отцом
знаменитого живописца К. П. Брюллова.
Федос Федорович Щедрин скончался 19 января 1825 года в возрасте 74 лет и
был погребен на Смоленском кладбище. Впоследствии прах скульптора был
перенесен в некрополь Александро-Невской лавры. Творчество Щедрина
оказало большое влияние на дальнейшее развитие русской скульптуры. |