Elite-Home

Федос Федорович Щедрин

На главную ║ Назад    Великие скульпторы

 

Федос Федорович Щедрин (Fedor Fedorovich Shchedrin)

 

   Федос Федорович Щедрин - русский скульптор. Федос Федорович Щедрин родился в 1751 году в Петербурге, в семье гвардейского солдата. В 13 лет отец определил его в воспитательное училище при Академии художеств. Федос вскоре начал учиться скульптуре у профессора Н.-Ф. Жилле и выдвинулся среди сотоварищей. В 1773-1775 годах стажировался в Риме, а в 1775-1785 годах - в Париже. Первое значительное произведение скульптора, выполненное по возвращении в Россию, статуя "Венера" (1792). Вопреки общему правилу, Щедрин не получил академического звания после возвращения из-за границы. Преподавал в Академии художеств. С 1818 года - ректор скульптуры. Мастер монументально-декоративной и станковой пластики.
   Годы XIX века стали самыми плодотворными в жизни мастера. Щедрин участвует в украшении петергофских фонтанов, Казанского собора, зданий Биржи и Адмиралтейства. Статуи Петергофа выполнены в излюбленном Щедриным жанре декоративной садово-парковой скульптуры, однако их решение потребовало принципиально нового подхода. Здесь впервые перед Щедриным встала задача создания не самостоятельного, отдельно стоящего произведения, а статуй, которые должны были органично войти в уже существующий сложный ансамбль. И скульптор успешно справился с этой трудной задачей. Он создал для петергофского Большого каскада статуи "Персей" (1800), "Нева" (1804) и две группы "Сирен" (1805). Щедрин создает Персея (сына Зевса и Данаи, победившего медузу Горгону) в момент торжества. Обнаженный герой широко шагнул вперед. В правой, опущенной руке он держит меч, уже сослуживший свою службу, левой - протягивает зрителю голову побежденной Горгоны. Щедрин строит композицию на сложных перекрещивающихся движениях: направленном вперед, создаваемом широким шагом Персея, и перпендикулярном ему, образованном линией плеч, «перерезающей» шаг. Как и остальные статуи Щедрина, выполненные для Петергофа, "Персея" отличает убедительная жизненность. В его ладно сложенной фигуре и очень русском, очерченном мягким овалом лице нет никакой идеализации. Интересно, что даже отсеченную голову Горгоны скульптор изобразил не отталкивающей химерой, а как вполне реальную женскую голову с несколько крупноватыми, неправильными чертами лица и застывшим выражением безысходной тоски. Существует также версия, что лицо Горгоны имеет портретное сходство с лицом шведского короля Карла XII, так как образ и подвиг Персея в XVIII веке отождествлялись с Петром I и его победами. Женская фигура, олицетворяющая Неву, как и парная к ней мужская фигура Волхова, принадлежащая И. П. Прокофьеву, помещены на полукруглых выступах Самсоньевского ковша. Это определяет их важную роль в общей композиции ансамбля Большого каскада. Образ "Невы", созданный скульптором, далек от условности и манерности ряда аллегорических статуй Петергофа или Летнего сада. Перед нами полная нерастраченных сил, зрелая женская красота, воссозданная Щедриным настолько убедительно, что почти не оставляет сомнений в использовании живой модели. Полнокровность тяжеловатых форм, переданных плотной лепкой и тщательной моделировкой, выгодно отличает "Неву" Щедрина от безупречных по мастерству, но холодных статуй многих его современников, избегавших близкого сходства с природой. Во время Великой отечественной войны статуя была похищена фашистами. Безусловно удались скульптору и две группы "Сирен", фантастических обитательниц морских глубин. Размещенные попарно на восточной и западной сторонах Большого ковша, они перекликаются с исполненными Ж. Д. Рашеттом группами "Наяда с тритоном". Сравнительно со статуей Невы сиренам присуща большая декоративность и экспрессия. Очень живо и реалистично трактованы лица сирен. Фигуры даны в легком повороте, что в сочетании с изломанной линией силуэтов создает впечатление разворачивающегося по спирали движения. Небрежно рассыпавшиеся влажные волосы сирен, их чешуйчатые рыбьи хвосты, изогнутые морские раковины, изливающие серебряные струи, - все эти точно найденные детали позволили скульптурным группам Щедрина органично войти в неповторимый ансамбль искусства и природы. Все статуи, выполненные Щедриным для Петергофа, были отлиты в бронзе, а чуть позже позолочены мастером П. Брюлло, отцом знаменитого живописца К. П. Брюллова.

   Федос Федорович Щедрин скончался 19 января 1825 года в возрасте 74 лет и был погребен на Смоленском кладбище. Впоследствии прах скульптора был перенесен в некрополь Александро-Невской лавры. Творчество Щедрина оказало большое влияние на дальнейшее развитие русской скульптуры.
   По материалам: http://www.peterhof.ru/.
  
   Сирены, 1805 год. Петродворец
  
   Марсий, 1776 год
  
   Морские нимфы, несущие небесную сферу. 1812-1813 года
  
 

На главную ║ Назад    Великие скульпторы

Рейтинг@Mail.ru