Федор Гордеевич Гордеев -
русский скульптор. Федор Гордеевич Гордеев родился в 1744 году в Царском
Селе (Россия), в семье дворцового скотника. В пятнадцать лет его приняли
в Академию художеств. Он стал одним из первых ее воспитанников. В 1763 и
1765 годах его награждали серебряными медалями за рисунок. В 1766 году
Гордеев получил Малую золотую медаль за профаммный барельеф "Убиение
Аскольда и Дира Олегом", а в следующем году - Большую золотую медаль за
барельеф "Заключение мира Олегом с феческими царями Львом и Александром
пред стенами константинопольскими". Гордеева включают в состав первых
пенсионеров Академии художеств, командированных за границу для
совершенствования своего мастерства. По пути в Любек "фортуна учинила им
расправу", - как писал Гордеев в Академию. Высадившись в Померании,
пенсионеры добрались сухим путем до Парижа. Гордеев начал заниматься у
ректора Парижской академии Ж.-Б. Лемуана. Под руководством опытного
наставника он копирует классические образцы, лепит натурщиков и
компонует барельефы на исторические темы "для свободной привычки к
композициям". В 1768 году молодой скульптор исполняет барельефы:
"Жены-мироносицы и ангел" и "Диоген в бочке перед Александром
Македонским".
После двухлетнего пребывания в Париже Гордеев выехал по распоряжению
Петербургской академии в Италию. Здесь деятельность Гордеева оказалась
неразрывно связана с Академией художеств. В 1773 году он получает звание
"назначенного в академики" за "Прометея". Молодого скульптора причисляют
к Академии художеств, где он начинает преподавать. Еще через три года
Гордеева за барельеф "Меркурий отдает Вакха на воспитание нимфе" возвели
в академики. А еще через три года он становится профессором, затем -
адъюнкт-ректором и, наконец, в 1802 году- ректором. Гордеев занимался и
административной работой. В 1776 году скульптор занимал должность
помощника директора Академии, ведавшего административными делами, а в
1795-1797 годах находился на должности директора. Быть может, этим и
объясняется то, что Гордеев был наименее плодовитым из всех видных
скульпторов конца XVIII века.
Первым крупным произведением Гордеева, исполненным им после возвращения
из-за границы, стало надгробие Н.М. Голицыной (1780). Скульптор создал
один из лучших образцов русской мемориальной скульптуры. Тема страдания
претворена сходным образом и в других надгробиях Гордеева, причем всего
явственнее звучат скорбные ноты в наиболее позднем из них - памятнике Д.
М. Голицыну. Задачу другого порядка и большей сложности пришлось решать
Гордееву в надгробии генерал-фельдмаршалу князю A.M. Голицыну (1788) в
Александро-Невской лавре. Ему предстояло увековечить память полководца,
победившего пруссаков в Семилетней войне, разгромившего турецкую армию
под Хоти-ном. Гордеев создал произведение, вполне созвучное высокопарным
одам той эпохи. Гордеев принял известное участие в большинстве крупных
работ того времени - строительстве новых дворцов в Царском Селе,
Павловске, Петергофе, Гатчине. В Павловском парке, например, была
поставлена его копия с Аполлона Бельведерского, а две другие его работы
заняли видное место в парковом ансамбле Царского Села. Но его
неотъемлемые качества - изощренный вкус, художественная культура и в
особенности композиционное мастерство - выступают всего отчетливее в
конце жизни в барельефах, исполненных для Останкинского дворца и
Казанского собора. Среди них встречаются подлинные шедевры. В
скульптурном украшении Останкинского дворца Гордееву удалось решить
задачу большого композиционного масштаба. Тринадцать фризов и панно
опоясывают здание, дополняя превосходную архитектуру, оттеняя ее
стройные членения. В 1804 году Гордеев участвует в украшении Казанского
собора. Среди работ для собора особый интерес представляет композиция
"Благовещение". Эти последние и наиболее зрелые произведения Гордеева
заставляют отнести его к особому типу художников, чье дарование медленно
разгорается, чьи конечные и поздние успехи бывают обусловлены
многолетним опытом и трудом, неизменной приверженностью к искусству".
Умер Федор Гордеевич Гордеев 23 января 1810 года в Санкт-Петербурге.
|