Elite-Home

Федор Гордеевич Гордеев

На главную ║ Назад    Великие скульпторы

 

Федор Гордеевич Гордеев (Fedor Gordeevich Gordeev)

 

   Федор Гордеевич Гордеев - русский скульптор. Федор Гордеевич Гордеев родился в 1744 году в Царском Селе (Россия), в семье дворцового скотника. В пятнадцать лет его приняли в Академию художеств. Он стал одним из первых ее воспитанников. В 1763 и 1765 годах его награждали серебряными медалями за рисунок. В 1766 году Гордеев получил Малую золотую медаль за профаммный барельеф "Убиение Аскольда и Дира Олегом", а в следующем году - Большую золотую медаль за барельеф "Заключение мира Олегом с феческими царями Львом и Александром пред стенами константинопольскими". Гордеева включают в состав первых пенсионеров Академии художеств, командированных за границу для совершенствования своего мастерства. По пути в Любек "фортуна учинила им расправу", - как писал Гордеев в Академию. Высадившись в Померании, пенсионеры добрались сухим путем до Парижа. Гордеев начал заниматься у ректора Парижской академии Ж.-Б. Лемуана. Под руководством опытного наставника он копирует классические образцы, лепит натурщиков и компонует барельефы на исторические темы "для свободной привычки к композициям". В 1768 году молодой скульптор исполняет барельефы: "Жены-мироносицы и ангел" и "Диоген в бочке перед Александром Македонским".
   После двухлетнего пребывания в Париже Гордеев выехал по распоряжению Петербургской академии в Италию. Здесь деятельность Гордеева оказалась неразрывно связана с Академией художеств. В 1773 году он получает звание "назначенного в академики" за "Прометея". Молодого скульптора причисляют к Академии художеств, где он начинает преподавать. Еще через три года Гордеева за барельеф "Меркурий отдает Вакха на воспитание нимфе" возвели в академики. А еще через три года он становится профессором, затем - адъюнкт-ректором и, наконец, в 1802 году- ректором. Гордеев занимался и административной работой. В 1776 году скульптор занимал должность помощника директора Академии, ведавшего административными делами, а в 1795-1797 годах находился на должности директора. Быть может, этим и объясняется то, что Гордеев был наименее плодовитым из всех видных скульпторов конца XVIII века.
   Первым крупным произведением Гордеева, исполненным им после возвращения из-за границы, стало надгробие Н.М. Голицыной (1780). Скульптор создал один из лучших образцов русской мемориальной скульптуры. Тема страдания претворена сходным образом и в других надгробиях Гордеева, причем всего явственнее звучат скорбные ноты в наиболее позднем из них - памятнике Д. М. Голицыну. Задачу другого порядка и большей сложности пришлось решать Гордееву в надгробии генерал-фельдмаршалу князю A.M. Голицыну (1788) в Александро-Невской лавре. Ему предстояло увековечить память полководца, победившего пруссаков в Семилетней войне, разгромившего турецкую армию под Хоти-ном. Гордеев создал произведение, вполне созвучное высокопарным одам той эпохи. Гордеев принял известное участие в большинстве крупных работ того времени - строительстве новых дворцов в Царском Селе, Павловске, Петергофе, Гатчине. В Павловском парке, например, была поставлена его копия с Аполлона Бельведерского, а две другие его работы заняли видное место в парковом ансамбле Царского Села. Но его неотъемлемые качества - изощренный вкус, художественная культура и в особенности композиционное мастерство - выступают всего отчетливее в конце жизни в барельефах, исполненных для Останкинского дворца и Казанского собора. Среди них встречаются подлинные шедевры. В скульптурном украшении Останкинского дворца Гордееву удалось решить задачу большого композиционного масштаба. Тринадцать фризов и панно опоясывают здание, дополняя превосходную архитектуру, оттеняя ее стройные членения. В 1804 году Гордеев участвует в украшении Казанского собора. Среди работ для собора особый интерес представляет композиция "Благовещение". Эти последние и наиболее зрелые произведения Гордеева заставляют отнести его к особому типу художников, чье дарование медленно разгорается, чьи конечные и поздние успехи бывают обусловлены многолетним опытом и трудом, неизменной приверженностью к искусству". Умер Федор Гордеевич Гордеев 23 января 1810 года в Санкт-Петербурге.

   По материалам: http://www.globalforum.ru/.
  
   Прометей, 1769 год. Третьяковская галерея. Москва
  
   Надгробие Н. М. Голицыной, 1780 год
  
   Барельеф пьедестала памятнику А. В. Суворову, 1799-1801 года. Санкт-Петербург
  
 

На главную ║ Назад    Великие скульпторы

Рейтинг@Mail.ru