Elite-Home

Скопас

На главную ║ Назад    Великие скульпторы

 

Скопас (Scopas)

 

   Скопас - древнегреческий художник и архитектор, чье искусство (наряду с творчеством Лисиппа) завершило эпоху древнегреческой скульптурной классики. Скопас родился на острове Паросеприблизительно в 395 году до н.э., работал в Тегее (ныне Пиали), Галикарнасе (ныне Бодрум, Турция), Эфесе, Фивах и других городах. Произведения Скопаса (исполненные в мраморе) известны не только по римским копиям и свидетельствам античных авторов (Каллистрата, Павсания, Плиния Старшего и др.), но и по подлинным фрагментам.
   Главным свойством его работ явился - по контрасту с гармоническим покоем образов Поликлета и Фидия - мощный, вырывающийся наружу пафос, энергия телесных усилий и страстных душевных переживаний, выраженная в бурной динамике композиций, напряженной ритмике складок одежд и особых телесно-пластических акцентах (глубоко посаженные глаза, складки на лбу, приоткрытый рот). Исполнил фриз мавзолея в Галикарнасе (совместно с Леохаром и другими мастерами; фрагменты - в Британском музее, Лондон). Среди римских копий произведений Скопаса - прославленная Менада (упомянутая Каллистратом как Менада, разрывающая козла) и восходящая, вероятно, к фигурам, украшавшим храм Афины Алеи в Тегее; Потос (персонификация любовной тоски), Мелеагр, Молодой Геракл.
   Скопас выступал также и как архитектор, выстроив, в частности, храм Афины Алеи в Тегее, который, согласно Павсанию, "превзошел все прочие пелопонесские храмы как размерами, так и совершенством своим" (сохранились его фундаменты, открытые раскопками). Искусство Скопаса стоит у истоков эллинистического периода античной культуры.

   Источник: http://www.krugosvet.ru/.
   "Менада", скульптура, выполненная Скопасом. Не сохранилась, известна по копиям. Хранится в Государственном музее Альбертинум, Дрезден.
   Мраморная "Менада" воплощает образ человека, одержимого бурным порывом страсти. Танец опьяненной Менады стремителен. Ее голова запрокинута назад, отброшенные со лба волосы тяжелой волной спадают на плечи. Движения резко изогнутых складок короткого разрезанного на боку хитона подчеркивает бурный порыв тела. Скульптура ещё интересна тем, что рассчитана на обозрение со всех сторон.
  
   Фрагмент фриза Мавзолея - “Битва амазонок” - исполнена Скопасом из мрамора (около 350 года до н. э.). В настоящее время хранится в Британском музее в Лондоне. Отличается смелостью композиции и исполнения; отдельные эпизоды представленной им сцены просты и жизненны; позы фигур, облеченных в легкие и развевающиеся вследствие сильных движений одеяния, вполне соответствуют характеру действия; сами фигуры очень серьезны и носят на себе несколько чувственный отпечаток.
 

На главную ║ Назад    Великие скульпторы

Рейтинг@Mail.ru