Растрелли - итальянский
скульптор и архитектор. Бартоломео Карло Растрелли в 1675 году во
Флоренции, в семье состоятельного дворянина Франческо Растрелли. Заметив
художественные наклонности сына, отец отдал его в скульптурную
мастерскую, где Растрелли прошел отличную выучку. Он хорошо рисовал,
умел работать в бронзе, постиг художественное литье и ювелирное дело,
получил навыки архитектурного проектирования, познакомился со
строительной техникой и гидравликой, освоил искусство театрального
живописца. Но применить свои способности на родине он не смог: некогда
процветавшая Флоренция переживала тяжелый экономический и политический
кризис. Царствование Людовика близилось к концу, и многие мастера не
имели заказов. Петр I, заинтересованный в привлечении в Россию
художников, и понимая создавшуюся обстановку, писал русскому резиденту
во Франции Н. Зотову, чтобы тот не упустил "потребных и добрых"
мастеров. В апреле 1715 года Зотов начинает вести переговоры со многими
мастерами, в том числе и с Растрелли. С 1 мая 1715 года скульптор уже
был принят по договору "с сыном своим и учеником работать в службе
царского величества три года во всех художествах и ремеслах, которые он
сам умеет". В его обязанности входило проектирование дворцов, каскадов и
фонтанов, исполнение статуй из мрамора, порфира и других твердых пород,
отливка скульптуры из меди, свинца и железа, изготовление портретов из
воска и гипса, а также штемпелей для чеканки медалей и монет, создание
декораций и машин для театральных представлении. Специальным пунктом
договора предусматривалось, что Растрелли обязуется готовить учеников.
24 марта 1716 года сорокалетний Растрелли прибыл в Петербург и стал
первым из великих скульпторов России. По договору он ехал за границу на
три года, но остался здесь навсегда. Вначале Растрелли работал
преимущественно как архитектор. Он участвовал в планировке Васильевского
острова и в строительстве дворца в Стрельне, представил на конкурс
проект здания Соната, делал модели гидравлических машин для фонтанов,
преподавал в рисовальном отделении Академии паук, исполнял эскизы
маскарадных костюмов, а также занимался скульптурой. Но вскоре
французский архитектор Ж.-Б. Леблон, приехавший почти одновременно с
Растрелли и соперничавший с ним, оттеснил Растрелли как архитектора.
Поэтому разносторонне одаренный Растрелли смог проявить свой талант
только в области скульптуры и прежде всего показал себя как изумительный
портретист. Он сумел соединить в скульптурных портретах пышную барочную
парадность, так хорошо соответствующую победоносному духу петровского
царствования, с вдумчивым проникновением в человеческую душу, что также
отвечало задачам эпохи, с ее интересом к деятельной личности. Работая
над портретами, Растрелли внимательно изучает натуру, стремится передать
наиболее характерные индивидуальные черты. Многократно обращался
Растрелли к образу Петра I. Еще при жизни царя в 1719 году он снял с
него маску (ГЭ), творчески интерпретировал ее и создал абсолютно
достоверный портрет. Тогда же был сделан восковой бюст Петра в латах.
После смерти Петра I по заказу Екатерины I Растрелли выполнил "восковую
персону" (ГЭ) - раскрашенную фигуру в натуральную величину, облаченную в
одежды Петра. Две последние работы интересны как своего рода
"документы". Подлинной удачей Растрелли является бронзовый бюст Петра I
(1723-1729, ГЭ; вариант ГРМ): образ, исполненный неукротимой энергии,
правдивый и живой, очень динамичный по форме. Растрелли выполнил еще два
бюста Петра: один в дереве - для военного корабля, другой - из
позолоченного свинца (Копенгагенский музей). Портретные бюсты Растрелли
- скорее монументальные, а не станковые произведения, так как в них
переданы не только индивидуальные черты отдельных лиц, но содержание и
характер целой эпохи. Много лет работал Растрелли над конным монументом
Петра. Еще в 1720 году по заказу царя он сделал небольшую модель
будущего памятника. В 1724 году модель появилась в окончательном виде.
Но только через двадцать лет уже после смерти скульптора при участии его
сына, архитектора Ф.-Б. Растрелли, статую отлили в бронзе. Памятник был
установлен Павлом I лишь в 1800 году перед Михайловским замком. Там он
стоит и поныне с надписью "Прадеду - правнук". Это - первый конный
памятник в русском искусстве, хоть установлен он и позже знаменитого
"Медного всадника". Портретные работы - не единственное, что оставил
Растрелли. Он много работал как мастер декоративной скульптуры в
Стрельне, Летнем саду и особенно в Петергофе. Творчество Растрелли
заметно сказалось и на развитии медальерного искусства России.
Значительный интерес представляет участие Растрелли в работе над
проектом Триумфального столпа, идею которого выдвинул Петр в подражание
римской Колонне Траяна. По мысли Петра "столп в память Северной войны"
должен был увековечить военные подвиги русской армии, приведшие к
образованию могучей Российской империи. Но после смерти Петра колонну
стали называть "Столп памяти Петра I и Северной войны". Грандиозную
колонну, опоясанную барельефами на темы событий Северной войны, должна
была венчать статуя Петра I. Однако Tриумфальный столп так и не
поставили ни при Петре I, ни при его преемниках. Не была даже закончена
модель статуи. Tолькo в 1938 году модель столпа реконструировали, и
теперь она находится в Эрмитаже.
Согласно договору, Растрелли должен был обучать одаренных людей
"художествам и ремеслам". Он пытался организовать профессиональную школу
скульпторов, но не оказалось условий для систематических занятий. Все же
известно, что у скульптора было много учеников и некоторые из них стали
его помощниками. Умер Бартоломео Карло Растрелли 29 ноября 1744 года в
Петербурге. |