Андреас Шлютер - немецкий
архитектор и скульптор. Андреас Шлютер родился 20 мая 1662 года в
Данциге (Гданьске) в семье скульптора. В 1681-1694 годах работал в
Польше, при дворе короля Яна Собеского, занимался преимущественно
убранством интерьеров. С 1694 года - придворный скульптор в Берлине у
курфюрста Фридриха III, ставшего затем прусским королем Фридрихом I.
Преподавал в Берлинской Академии художеств, был ее директором. Создал
знаменитый конный памятник Фридриху Вильгельму. В берлинский период
началась и достигла расцвета архитектурная деятельность Шлютера. Он
явился создателем немецкого барокко, испытавшего воздействие римской
архитектуры.
Договор о переходе Шлютера на российскую службу был подписан 1 мая 1713
года в Берлине (мастер принял приглашение Петра I, которому его
рекомендовал философ Г. В. Лейбниц). Петр I высоко оценил талант мастера
и поручил ему, видимо, общие решения, без детальной разработки. В помощь
Шлютеру были вызваны из Берлина работавшие под его началом И. Ф.
Браунштейн, Г. И. Маттарнови, К. Москопф. Особенно значителен вклад
Шлютера-архитектора в формирование дворцово-паркового ансамбля
Петергофа, который рождался по замыслам и эскизам Петра I. При
возведении Верхних палат (ядра будущего Большого дворца) с Большим
каскадом и дворца Монплезир Браунштейн опирался на проекты своего
бывшего патрона. Объемная композиция Верхних палат включает повышенную
среднюю часть, в которой помещается главный зал, и боковые ризалиты.
Видимо, в эскизах Шлютера было намечено и устройство боковых галерей с
флигелями. Монплезир можно считать произведением Шлютера, воплощенным и
отредактированным другими архитекторами в 1714-1723 гг. Шлютер руководил
созданием художественной отделки Летнего дворца Петра I. К проектам
мастера относятся палаты А. В. Кикина, Большой (Меншиковский) дворец в
Ораниенбауме, губернские дома в Кронштадте. После смерти Шлютера
Петербург пополнился еще одним его произведением, подлинным сокровищем -
Янтарной комнатой.
Андреас Шлютер умер 20 июня 1714 года в Санкт-Петербурге, не успев
реализовать широкие творческие замыслы. Многие исследователи полагают,
что оставленные им наброски и планы использовались в дальнейшем
строительстве новой столицы и содействовали формированию петровского
барокко. |