Пьер Пюже - французский
скульптор, живописец и архитектор. Пьер Пюже родился 16 октября 1620
года в Марселе в семье резчика деревянной скульптуры. Учился скульптуре
у резчика деревянных фигур для украшения галер Ж. Романа. В 1640-1643
годах жил в Италии, занимаясь преимущественно живописью под руководством
Пьетро да Кортона, помогал ему в росписи плафонов дворцов Барберини в
Риме и Питти во Флоренции. В 1643-1656 годах работал в Марселе и Тулоне
(архитектором и скульптором Арсенала). Излюбленным его материалом был
мрамор. Испытал большое влияние Дж. Л. Бернини и не раз копировал его
произведения. Работал также в Марселе, Париже, Генуе (1661-1667).
Исполнил полуфигуры атлантов на фасаде ратуши в Тулоне (1643-1656);
традиции римского барокко обрели в этих корчащихся атлетах трагическую
остроту.
В 1659 году Пюже приехал в Париж, где ненадолго вошел в круг придворных
художников Людовика XIV. Людовик XIV заказал Пюже скульптурную группу
"Милон Кротонский". Художник изобразил прославленного античного борца,
шесть раз становившегося победителем Олимпийских игр, о силе которого
ходили легенды, в момент его страшной кончины. Гуляя по лесу, Милон
увидел дуб, в который был вбит клин. Ему удалось его выбить, но рука
оказалась зажата в стволе дерева. Так, неспособный к защите, Милон стал
легкой добычей льва. Пюже создал мощный экспрессивный образ борца, тело
которого напряжено в сопротивлении вцепившемуся в него льву, но
обреченность, физическое страдание читаются в облике героя. Работа не
была принята Людовиком XIV. Посланный в Италию с целью выбрать мрамор
для статуи Галльского Геркулеса, символизирующего французского короля
(1660-1661), вплоть до 1670 года жил в Генуе, где создал ряд
скульптурных работ, среди которых наиболее значителен Св. Себастьян (в
церкви Санта Мария ди Кариньяно). Вернувшись на родину, по-прежнему жил
в основном не в столице, а в Марселе и Тулоне, поскольку его суровый
стиль не находил должного понимания при дворе. Скульптурному творчеству
Пюже, резко отличающемуся от изысканно-декоративистской придворной
пластики 17 века, присущи материально ощутимая энергия образов, острая
жизненная убедительность в передаче физического напряжения и страдания
(атланты, поддерживающие балкон ратуши в Тулоне; "Галльский Геркулес",
1660-1661); острая экспрессия обычно сочетается у Пюже с ясностью
композиции. Живопись Пюже близка академизирующему направлению в
итальянском барокко (Гверчино и др.), но отличается более энергичным
колоритом ("Христос Спаситель мира", 1655 год, Музей Лоншан, Марсель).
Среди прочих его произведений - группа Персей и Андромеда (1683-1684,
Лувр, Париж), созданная как композиционный противовес Милону, рельеф
Александр Македонский и Диоген (около 1671-1693, Лувр, Париж), почти
карикатурный в своем ярком жанровом реализме, и более строгий по своему
образному строю рельеф Чума в Милане (1692-1694, Музей изящных искусств,
Марсель). Важнейшая архитектурная работа Пюже - проект перестройки
Марселя (1660-е годы), оставшийся неосуществленным. Умер Пьер Пюже в
Марселе 2 декабря 1694 года.
|