Лоренцо Бернини -
итальянский скульптор, архитектор. Джованни Лоренцо Бернини родился 7
декабря 1598 года в Неаполе (Италия). Лоренцо было лет десять, когда его
отец, известный скульптор Пьетро Бернини, переехал по приглашению папы
Павла V из Неаполя в Рим для работы над мраморной группой в одной из
ватиканских капелл. Получивший к тому времени технические навыки
обработки мрамора мальчик, попав в Ватикан, запирался в залах, рисуя с
утра до вечера. О его даровании пошли слухи, он попался на глаза Павлу
V, получил заказ от племянника папы, кардинала Шипионе Боргезе, и
поразил всех, создав необычные скульптурные произведения: "Эней и
Анхиз", "Похищение Прозерпины", "Давид", "Аполлон и Дафна" (все -
1619-1625). Юный самоучка сумел добиться невероятной динамики масс и
линий, отражающей эмоциональное напряжение персонажей, и почти
иллюзорной вещественности, передав в мраморе нежность девичьей кожи,
пушистые волосы Дафны, кору и листья лаврового дерева. С тех пор
сменявшиеся на престоле папы передавали его друг другу как
драгоценнейшее наследство.
Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями,
скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе
художественной мастерской, где работали видные скульпторы,
бронзировщики, лепщики, позолотчики, "архитекторы воды" - гидравлики,
строительные рабочие. Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во
многом обязан своим прославленным обликом "Вечный город". С начала 20-х
годов XVII века по его идеям, под его руководством создаются самые
знаменитые памятники и формируется стиль римского барокко. Самым
благодатным полем для этого оказалась архитектура, тесно связанная с
реальной жизнью и открывающая широкие возможности для синтеза - одного
из важнейших принципов барокко, поскольку архитектурный ансамбль
обязательно включает в себя живописное и скульптурное убранство.
Особенно ярко принцип синтеза проявился в церковной архитектуре. К 17-му
столетию сложился новый католический ритуал, обставленный с театральной
пышностью, и храмы должны были служить ему достойным обрамлением. Именно
в этой области начинали свои поиски крупнейшие итальянские архитекторы.
Лоренцо Бернини одним из первых предложил для церкви Санта-Бибиана новый
тип фасада - свободную живописную композицию.
В 1624 году Бернини поручили уникальную работу - сооружение так
называемого балдахина в средокрестии спроектированного Микеланджело
собора Св. Петра. Высоту балдахина - двадцать девять метров - многие
современники считали чрезмерной. Но мастер угадал точно - алтарь виден
из дальнего конца главного неба, влечет к себе, растет на глазах,
бронзовые стволы, поддерживающие перекрытия, летят вверх, извиваясь и
перекручиваясь, словно живые существа. Вблизи же он обретет иной
масштаб, идеально соизмеримый с немыслимой высотой купола Микеланджело.
Вот уже много лет их творение кружит голову каждому, кто входит в собор
Св. Петра. Бернини еще раз стал достойным "соавтором" Микеланджело в
грандиозном ансамбле площади Св. Петра (1657-1663). Надо было слить все
в единую композицию, превратить окружающее пространство в сцену для
церемониальных торжеств, а главное - произвести на людей незабываемое
впечатление. Обнеся колоннадой круглую площадь глубиной в двести
восемьдесят метров, архитектор загородил прямой путь к собору, поставив
в центре обелиск, а на поперечной оси - два фонтана. С момента выхода
зрителя на овальную площадь, колоннады, по выражению Бернини, "подобно
распростертым объятиям", захватывают зрителя и направляют его движение к
доминанте композиции - главному фасаду, откуда через вестибюль и
продольные нефы движение продолжается к алтарю. Просвечивающий в глубине
площади и замкнутого трапециевидного пространства, по-разному освещаемый
лучами солнца, фасад храма вдруг вырастает во всем величии, зрительно
подчеркнутом расходящимися в перспективе галереями. Бернини хотел бы
слепить весь город своими руками, как если бы он был гигантской статуей.
Церкви, спроектированные им в зрелые годы, все расположены в центральной
части города: церковь Сант-Андреа аль Квиринале, церкви делль Ариччья и
ди Кастельгандольфо. Одна из них - церковь Сант-Андреа аль Квиринале
(1658) - должна быть отнесена к выдающимся образцам архитектуры римского
барокко. Она принадлежит к разряду культовых сооружений, которые в
противовес наиболее типизированным образцам дают пример глубоко
индивидуального подхода зодчего к творческой задаче. План храма не имеет
ни одной прямой линии, в чем можно было бы усмотреть крайнюю степень
чисто барочных устремлений. Помимо того, что он участвовал в возведении
столь значительного памятника, как палаццо Барберини, где его вклад,
возможно, был решающим, два других его создания - палаццо Монтечиторио и
палаццо Одескальки - дают пример важных привнесений в широкий комплекс
проблем, связанных с эволюцией этого типа построек.
Рим немыслим без созданных Бернини фонтанов. Бесконечному движению
каскадов воды вторят причудливые изгибы раковин, фигурок дельфинов и
тритонов в фонтане Тритона на площади Барберини, в фонтане Мавра на
площади Навона. В фонтане Четырех рек масса скульптурных форм,
символизирующих реки, животных, растения, и необработанных каменных
глыб, среди которых высится египетский обелиск, купается в бьющих,
брызжущих, плавно льющихся со всех сторон потоках и струях. Папа
Григорий XV наградил мастера рыцарским крестом ордена Христа и титулом
"кавалера". Современники включили его в ряд "божественных творцов",
назвав наследником титанов эпохи Возрождения. Мемуаристы описывают
Бернини живым, темпераментным, полным огня, постоянно погруженным в
разговоры об искусстве и в неустанные труды. В колоссальном наследии
Бернини, кроме архитектурных и скульптурных шедевров, остались
живописные и графические работы. Мастер прожил долгую жизнь. Он умер 12
ноября 1680 года в Риме. Обладая могучим природным талантом, будучи
сильной личностью, занимая высокое положение при папском дворе, он
приобрел непререкаемый авторитет и превратился в "художественного
диктатора" Италии XVII века. |