Жан Гужон - французский
скульптор, архитектор, график. Жан Гужон родился около 1510 года в
Руане, Нормандия (Франция). Первое упоминание о Жане Гужоне относится
лишь к 1540 году. К этому времени он уже успел прослыть талантливым
мастером, ему доверяют важные декорационные работы. Гужон построил
органную трибуну в соборе Сен-Маклу в Руане. Работы в Руанском соборе
велись в 1540-1541 годах, сохранились счета с указанием имени их
исполнителя. Есть предположение, что Гужон побывал в Италии. Эта версия
подкреплена характером архитектурного решения органной трибуны в соборе
Сен-Маклу. Две простые колонны из чёрного мрамора, стоящие на основаниях
из белого мрамора и увенчанные коринфской капителью из того же
материала. Колонны античной чистоты линий - и это в Руане, на родине
готического искусства. В мае 1542 года Гужон переезжает в Париж. Он
поступает на службу к королю и становится, таким образом, придворным
мастером. Наиболее ранней из известных парижских работ Гужона являются
рельефы для алтарной преграды церкви Сен-Жермен-л'Оксерруа. Помимо
фризообразной композиции с изображением сцены "Оплакивание Христа",
скульптор исполнил фигуры четырёх евангелистов.
В 1546 году Гужон создаёт знаменитую усыпальницу герцога де Брезе. Две
сохранившиеся до нашего времени скульптуры усыпальницы - конная статуя и
лежащая фигура, восходят к французской традиции. А вот парадная,
монументальная гробница - дань увлечения итальянской архитектурой.
Особое внимание привлекают женские фигуры, поддерживающие верхний ярус
памятника. Они полны динамики и жизненной силы. Гужон довольно поздно
занялся скульптурой. Начинал же он как зодчий и декоратор. В те времена
скульптура составляла единое целое с архитектурой, лишь Возрождение
выделило скульптуру в самостоятельный вид искусства. Гужона отличал
талант как в архитектуре, так и в скульптурной пластике. Но сердце его,
безусловно, было отдано ваянию. Долгие годы он сотрудничал с выдающимся
французским зодчим XVI века Пьером Леско. Первым их совместным
произведением стал парижский особняк Линьери, известный сегодня под
именем отель "Карнавале". Другим замечательным совместным проектом
Гужона и Леско стал новый фасад Лувра. Роль Гужона в творческом дуэте с
Леско отнюдь не сводилась лишь к созданию скульптур по заказу
архитектора - он был соавтором при работе над архитектурным замыслом.
Леско, очевидно, находился под благотворным влиянием огромного
пластического дарования Гужона. Вот и в работе над особняком Линьери
Гужон и Леско подобны аккомпаниатору и певцу, исполняющим изысканное
музыкальное произведение. На небольших цоколях, в пространстве между
окон верхнего этажа особняка, гармонируя с изяществом утончённых ритмов
и полнокровием образов с архитектурой Леско, стоят скульптурные
изображения величественных людей - аллегории четырёх времён года.
Вершина творческих свершений Жана Гужона, без всякого сомнения, -
"Фонтан нимф", более известный под названием "Фонтан невинных".
Последнее известное произведение Гужона выполнено в дереве. Скульптор
сделал фигуры для парижской ратуши, персонифицирующие 12 месяцев. К
сожалению, они сгорели в 1871 году. О других произведениях достоверных
сведений нет, хотя вплоть до 1562 года скульптор, судя по луврским
счетам, регулярно получал довольно большие суммы за какие-то работы,
конкретно не названные.
Во время религиозных смут Гужон принял сторону протестантов. Когда те
потерпели поражение, художник вынужден был уехать за границу. Лишь в
конце XIX века обнаружились документы, на основании которых можно
предположить, что свои последние дни Гужон провёл в итальянской Болонье.
Умер Жан Гужон около 1569 года. |