Антон Пильграм - чешский
скульптор. Антон Пильграм родился около 1460 года в Брно (Чехия). Прошёл
выучку в строительной артели в Вене. Его путь был во многом типичен для
многочисленных безымянных создателей готических соборов - грандиозных
сооружений, выражавших самый дух средневекового искусства. Такие мастера
часто брались не только за разнообразные архитектурно-строительные
работы, от составления плана до точнейших расчётов сводов, но и сами
выполняли архитектурный и скульптурный декор. Свою деятельность в
качестве архитектора Пильграм начал в городе Хейльбронн. Сюда молодого
мастера пригласили перестроить хоры церкви Св. Килиана. В просторных
хорах находился также каменный киворий, предназначенный для хранения
святых даров. Киворий - это сложнейшее переплетение готического декора.
Среди спрятанных в орнаменте фигурок можно разглядеть изображение самого
мастера, опирающегося на мальчика-ученика. Скульптура служит основанием
декоративной лесенки и вместе с тем авторской подписью. У фигурки из
Эрингена, изображающей каменщика с блоком камня в руке, весьма
примечательные черты лица - приплюснутый нос, широкие губы, глубокие
складки у рта.
В девяностые годы Пильграм работает в Швабии, причём в основном как
архитектор. Здесь, по всей видимости, произошло его знакомство с
известным скульптором Гансом Зифером, автором главного алтаря в той же
церкви Св. Килиана, где работал Пильграм. Архитектурные заказы -
по-прежнему его основная работа, но Пильграм всё более профессионально
занимается скульптурой. Благотворное влияние Зифера весьма заметно: в
скульптурных работах постепенно исчезает скованность. В 1502 году
Пильграм переезжает в Брно. Здесь он строит портал ратуши. Как и многие
другие позднеготические сооружения, портал не просто часть архитектуры.
Опираясь на документы, надо признать Пильграма человеком строптивым,
неуживчивым и часто несправедливым. Так, он ссорится с подчинёнными ему
каменщиками, доводя дело до судебного разбирательства, документы о
котором сохранились. Приехав в 1510 году в Вену, Пильграм сразу же
стремится устранить других конкурирующих с ним мастеров. Через два года
он добивается своего назначения на должность архитектора собора Св.
Стефана. При этом Пильграм ещё пытается и перебить у других архитекторов
и скульпторов важнейшие заказы. Даже вмешательство императора
Максимилиана не смогло остудить его пыл! Естественно, такая политика
хотя и привела к получению заказа на создание балкона для органа в
соборе, но восстановила против него всё братство каменщиков. В балконе
для органа, как и во многих других работах поздней готики, соединяются
элементы архитектуры и скульптуры. Пята органа, решённая в виде огромной
консоли, выполнена Антоном Пильграмом в 1513 году. Её поддерживает пучок
причудливо переплетённых нервюр, которые собираются внизу и своим
основанием покоятся на плечах скульптурной фигуры выглядывающего из
окошка человека. В руках у него циркуль и угольник. Это - сам мастер.
Слегка пригибаясь под тяжестью груза, он смотрит чуть напряжённо, лицо
его кажется измученным. Оно полно горечи, но вместе с тем сознания
важности своей миссии. Для его облика характерны черты фигурки из
Эрингена, хотя здесь они стали определённее и жёстче. С особой
тщательностью портретированы руки - нервные, с тонкими пальцами,
набухшими жилами. Поместив автопортрет на самом видном месте, Пильграм
внизу, под самой фигурой, расположил подпись и поставил дату - 1513 год.
По пластической силе и тонкости разработки лица Пильграм, хранящий
традиции готики, напоминает уже мастеров эпохи Возрождения. Пильграм
выполнил также кафедру (около 1515). Архитектурно это сооружение состоит
из причудливейших конструкций и орнаментов. Поздняя готика выступает
здесь во всём своём безудержном стремлении к декоративности. Пильграм
создаёт нечто среднее между рельефом и круглой скульптурой, не мысля ещё
пластический объём отдельно, вне плоскости. Манера обработки камня у
него мягкая и, несмотря на деталировку, довольно обобщённая, что
позволяет сразу зрительно выделить фигуры из дробных линии орнамента.
Это было последнее произведение Пильграма. Умер Антон Пильграм в 1516
году в Вене.
|