Elite-Home |
|
Поликлет Старший |
|
║ На главную ║ Назад Великие скульпторы ║ |
|
Поликлет Старший (Polykleitos) |
|
Поликлет Старший из Аргоса
- древнегреческий скульптор и теоретик искусства, прославившийся
статуями атлетов, а также своим учением о пропорциях. Наряду с Фидием
один из двух лучших мастеров греческой скульптуры эпохи классики.
Поликлет родился, вероятнее всего, на острове Аргосе (на это указывает
Платон в своем Протагоре); там же и учился (у скульптора Агелада
Аргосского, который, по преданию, учил и Фидия). Период его активного
творчества приходится на 440–410-е годы до н. э. Ни одно из его
подлинных произведений не сохранилось, однако лучшие из них (и чаще
всего упоминаемые в античных источниках, прежде всего, в Естественной
истории, или Естествознании, Плиния Старшего, 1 в. н.э.) известны по
достаточно качественным и достоверным римским копиям. Это, в первую
очередь, знаменитейшая его скульптура, Дорифор (Копьеносец, ок. 440-435
до н.э.), а также Диадумен (юноша, завязывающий повязку победителя; ок.
423-419 до н.э.); до нас дошло более 30 римских копий каждой из них. При
явной разнице в характерах, - по словам Плиния, Поликлет создал
Диадумена «изнеженным юношей», а Дорифора «мужественным мальчиком», -
оба проникнуты строгой гармонией, выраженной как в общей компоновке
стоящих фигур (по принципу хиазма, то есть такого изображения, где
тяжесть тела перенесена на одну ногу, - с поднявшимся плечом,
соответствующим опущенному бедру другой половины тела и наоборот), так и
во взаимной соразмерности различных членов, мускулов и аксессуаров. К
числу шедевров Поликлета принадлежит также Раненая амазонка (или
Амазонка Эфесская, ок. 430 до н.э.). |
|
Источник:
http://www.krugosvet.ru/.
|
|
![]() ![]() |
"Дорифор" (Копьеносец) - одна из самых
знаменитых статуй античности, работа скульптора Поликлета, воплощающая
т. н. Канон Поликлета, была создана в 450-440 гг. до н.э. Не
сохранилась, известна по копиям и описаниям. Сохранились многочисленные
копии, в том числе в Неаполе, Ватикане, Мюнхене, Флоренции. Именно в этом произведении воплощены представления Поликлета об идеальных пропорциях человеческого тела, находящихся друг с другом в числовом соотношении. Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли "каноном Поликлета", тем более что Каноном назывался его несохранившийся трактат по эстетике. Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип асимметрии. |
![]() ![]() |
"Раненая Амазонка", статуя, занявшая
первое место на знаменитом конкурсе скульпторов для храма Артемиды
Эфесской, была создана в 440-430 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям. Поликлет исполнил знаменитую статую раненой амазонки, которую заказали для храма Артемиды жители города Эфеса, почитавшие амазонок как основательниц своего города. В конкурсе на создание статуи амазонки участвовали Поликлет, Фидий, Кресилай, Фрадмон и Кидон. Примечательно, что все изваяния были настолько хороши, что греки решили поручить самим скульпторам определить лучшее. Каждый сначала назвал созданную им статую, но после своей указал амазонку Поликлета, которому комиссия и присудила первый приз. |
![]() ![]() |
"Диадумен" (Атлет, увенчивающий голову победной лентой) - известная
статуя Поликлета, была создана в 420-410 гг. до н. э. Не сохранилась,
известна по копиям. Пропорции мощного тела Диадумена - те же, что и у Дорифора, но в противоположность спокойствию Дорифора в фигуре Диадумена больше экспрессии, движение более сложно: руки свободно движутся на уровне плеч, держа концы победной ленты. Но точно так же как у Дорифора, вся тяжесть тела перенесена на правую ногу, левая отставлена в таком же свободном движении, и точно так же наклонена голова - вправо и несколько вниз. В Диадумене канон «атлета в покое», ранее воплощенный в Дорифоре, получил дальнейшее развитие, заключая в себе элемент спокойного движения. Арифметические пропорции, лежащие в основе композиции тела, здесь гармоничнее и тоньше, руки, движущиеся на уровне плеч и держащие концы ленты, освобождают торс, придавая стройность и большую свободу всей фигуре атлета. |
║ На главную ║ Назад Великие скульпторы ║ |
|
|