Фейт Штосс - немецкий
скульптор. Фейт Штосс родился около 1447 года в Хорб-на-Неккаре. Скорее
всего прошёл обучение в Швабии или в районе Верхнего Рейна. Его талант
расцвёл в польском Кракове. Он был настолько самобытен и могуч, что, в
сущности, положил начало расцвету польской скульптуры на рубеже XV-XVI
веков. В 1477 году Штосс переехал из Нюрнберга в Краков. Но первая и
наиболее грандиозная его работа - главный алтарь церкви Марии в этом
городе - труд зрелого мастера. Ему предстояла очень большая и
ответственная работа. Общая высота алтаря равна тринадцати метрам. С
распахнутыми створками его ширина достигает без малого одиннадцати
метров. Конечно, не всё в алтаре сделано руками Штосса. Ему помогала
большая мастерская. Но общая концепция, главные статуи, часть рельефов
принадлежат ему. По всей вероятности, он же и раскрашивал статуи. В
течение двенадцати лет алтарь был главной работой Штосса и его
мастерской. В 1486 году он был в основном завершён. Несколько раз мастер
уезжал по делам из города и поэтому довёл свой исполинский труд до конца
лишь в 1489 году. Алтарь посвящён, как и вся церковь, Марии.
После смерти короля Польши Казимира IV в 1492 году Штоссу заказали
надгробие властелина. Скульптор уже имел опыт работы в камне. Около 1491
года он исполнил большое, более чем в натуру, "Распятие" в церкви Марии,
высеченное из песчаника. Несмотря на то что ещё трижды Штосс выполнял
надгробия, это так и осталось лучшим. Двадцать лет провёл Штосс в
Польше. И за эти годы он не только создал грандиозные произведения, но и
обновил местную школу скульптуры. Работы, так или иначе связанные с его
стилем, сохранились по сей день не только в Кракове, но и далеко за его
пределами. Влияние Штосса распространилось по всей Средней Европе: Чехии
и Словакии, Венгрии и Трансильвании. Мощный талант Штосса вызвал к жизни
многочисленные подражания. Весной 1496 года Штосс снова в Нюрнберге.
Расцветающий культурный центр даёт новый шанс мастеру показать свои
способности. И он не упускает такой возможности. В 1499 году он создаёт
ансамбль произведений по заказу патриция и сборщика податей Пауля
Фолькамера. Он был установлен в восточном хоре церкви Св. Зебальда.
Уникальное во многих отношениях сооружение состоит из трёх каменных
рельефов и двух деревянных статуй на каменных консолях и под каменными
же балдахинами.
Нюрнберг, значительный торговый город, предоставил Штоссу возможность
торговать и спекулировать. До поры до времени рискованные торговые
операции Штосса удавались, пока в 1500 году он не вошёл в компанию, как
потом оказалось, с нечестными людьми. В 1503 году Штосс стал банкротом.
Чтобы возместить потерю денег, он подделывает долговую расписку своего
бывшего компаньона. Подлог был страшным преступлением. Наказание -
смертная казнь. По сравнению с этим Штосс отделался пустяком. Его
клеймили и запретили без разрешения городского начальства покидать стены
города. Но Штосс неожиданно бежал к зятю в Мюннерштадт. Позднее художник
всё же возвратился в Нюрнберг и отдал себя в руки правосудия. Его сажают
в тюрьму, но в итоге совет города реабилитирует Штосса. Долгие годы
художник выясняет отношения с должниками и кредиторами. Почти
восьмидесятилетним стариком он предпринимает в 1526 году путешествие во
Вроцлав, чтобы ещё раз попытаться поправить свои финансовые дела. Однако
смерть жены заставляет его вернуться обратно. Как художник он
по-прежнему оказывает несомненное влияние на искусство своего времени. В
конце жизни Штосс создаёт два шедевра - "Благовещение" в хоре церкви Св.
Лаврентия и так называемый Бамбергский алтарь. Последнее большое
произведение Фейта Штосса - алтарь Марии - создано по заказу сына
художника, Андреаса. В Бамбергском алтаре поражает богатство
пластического языка скульптуры. Штосс действует смело, разворачивая
динамическую композицию на зрителя и от него. Этот алтарь художник
сделал без посторонней помощи всего за три года (1520-1523). Ни
преклонный возраст, ни бурная жизнь не повлияли на талант Штосса. Умер
Фейт Штосс 22 сентября 1533 года в Нюрнберге. |