Elite-Home

Лука Делла Роббиа

На главную ║ Назад    Великие скульпторы

 

Лука Делла Роббиа (Luca della Robbia)

 

   Лука Делла Роббиа - скульптор и ювелир. Лука Делла Роббиа родился около 1400 года во Флоренции (Италия). Лука делла Роббиа был младшим современником великого Донателло, основоположника скульптуры Возрождения. На его глазах создавались первые произведения новой реалистической пластики, когда Донателло дал образцы совершенных статуй сидящего и стоящего человека, а затем-реформировал рельеф, построив его по законам перспективы, наподобие живописной картины. Именно такой подход к скульптуре давал неограниченные возможности для изучения человека и природы. О юности Луки делла Роббиа не известно почти ничего. Предполагают, что он учился у скульптора Нанни ди Банко, одного из единомышленников и друзей Донателло. Очевидно, Лука делла Роббиа рано проявил свои способности, потому что уже в начале 1430–х годов ему была доверена ответственнейшая работа – исполнение кантории (кафедры для певчих) в соборе Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. При этом другая кантория была заказана самому Донателло. Кантории украшены мраморными рельефами с изображением поющих и танцующих детей. Сравнение рельефов показывает, насколько различны были творческие взгляды скульпторов и их подход к теме. Однако оба решения выдержаны в рамках реалистического искусства. У Донателло преобладает стихия стремительного и озорного танца. Фигуры заслоняют одна другую, проносясь в бурном движении перед зрителем. Чтобы создать впечатление непрерывности их хоровода, скульптор разделяет рельефы лишь тонкими колонками.
   Лука делла Роббиа, напротив, отделяет массивными пилястрами свои рельефы друг от друга, каждый из них задуман как изолированная и законченная композиция. Герои Луки делла Роббиа поют и музицируют, вкладывая в музыку всю полноту чувств. На одном рельефе мы видим двух детей, держащих тяжелую книгу нот. Трое других, постарше, заглядывают в ноты через их плечи. Все пятеро поют с нескрываемым старанием. Линии, которыми очерчены их руки, ноги, складки одежд, вторят друг другу, так же как вторят друг другу их голоса. Этим скульптор как бы доносит до нас стройность их пения. На другом рельефе привлекает внимание группа из трех юных певцов, тоже смотрящих в развернутые ноты. Лица их полны благородной гармонии. Они стоят обнявшись, объединенные одним порывом, и кажется, что и пение их должно отличаться такой же слаженностью. Одежды напоминают античные тоги – в их текучих линиях также заметна внутренняя гармония и музыкальность. При всех отличиях рельефы и Донателло и Луки делла Роббиа выполнены с исключительным мастерством. Если Донателло сумел выразить стихию самозабвенного танца, то Лука делла Роббиа передал средствами пластики красоту ансамблевого пения. Связан с музыкой и другой рельеф Луки делла Роббиа, выполненный для кампанилы (колокольни) флорентийского собора. Этот рельеф шестиугольной формы создавался в конце 1430–х годов в дополнение к рельефам столетней давности, исполненным Андреа Пизано. Композиция Луки делла Роббиа изображает аллегорию поэзии. На ней показан Орфей, декламирующий стихи, аккомпанируя себе на лютне. Рельеф слегка поврежден от долгого пребывания под открытым небом (он лишь недавно перенесен в музей собора), однако и сейчас в лице Орфея, во всей его фигуре ощущается творческий порыв. А рядом с поэтом замерли очарованные звуками звери и птицы - львы, кабан, волк, орел, утка, гусь, сокол, цапля. Их присутствие вносит в рельеф нечто волшебное, сказочное.

   Больше всего, однако, Лука делла Роббиа получил известность благодаря произведениям, исполненным в технике майолики. Основными материалами для итальянских скульпторов в XV веке оставались мрамор и бронза. Лука делла Роббиа тоже работал в обоих материалах, но они были довольно дороги и требовали долгой обработки. Их пытались заменить гипсом или терракотой (обожженной глиной), однако безуспешно. И гипс и терракота недолговечны, лишены красивой фактуры. Тут не могла помочь даже раскраска, наносившаяся сверху. Экспериментируя, он начал искать новые материалы для скульптуры. Вот что пишет об этом Д. Вазари: "Обратив же внимание на то, что глина обрабатывалась легко и без большого труда и не хватало только найти способ, при котором работы, из нее изготовленные, могли бы сохраняться продолжительное время, он начал размышлять, пока не нашел способ защитить их от повреждений временем, и, проведя много испытаний, он обнаружил, что если покрывать их сверху глазурью, составленной из олова, глины, антимония и других минералов и смесей, прокаленных на огне в особой печи, то действие будет отличнейшее и глиняные изделия сделаются чуть ли не вечными. За этот способ работы он, как изобретатель, удостоился величайшей славы, и все грядущие века будут ему за это обязаны". Майолика действительно решила все проблемы: глина при покрытии глазурью и обжиге приобрела необходимую прочность, а яркость и долговечность красок (сначала только синей и белой, а позднее еще и зеленой, желтой, коричневой) придавали скульптуре достоинства живописи.
   Умер Лука Делла Роббиа в феврале 1483 года во Флоренции.
   Источник: http://www.chernorukov.ru/.
   Мадонна в розах, 1455 год. Музей Барджелло, Флоренция
  
   Мадонна с младенцем, 1450 года. Музей Барджелло, Флоренция
  
   Кантория, 1438 год. Мрамор
 
Лука делла Роббиа. «Воскресение». Майолика. 1445.    Воскресение, 1445 год. Майолика
 

На главную ║ Назад    Великие скульпторы

Рейтинг@Mail.ru