Якоби - русский физик и
изобретатель в области электротехники, академик Петербургской АН (1838
г.). Борис Семенович (Мориц Герман) Якоби родился 9 сентября 1801 года в
Потсдаме (Германия). Его отец был личным банкиром короля Фридриха
Вильгельма, младший брат - Карл Густав Якоби в дальнейшем стал
выдающимся немецким математиком. Образование Якоби получил в
Гёттингенском университете, по желанию родителей получив специальность
архитектора. В 1835 году он стал профессором гражданской архитектуры в
Дерптском университете. Однако в Дерпте Якоби пробыл недолго. У него
кроме архитектуры была еще одна страсть - проводить опыты с
электричеством. В мае 1834 года Якоби построил свою первую действующую
модель электродвигателя, "магнитного аппарата", как называл он свой
двигатель. В ноябре 1834 года он отправил в Парижскую Академию наук
рукопись с описанием изобретенного им электродвигателя. 1 декабря о
достижении Якоби было доложено на заседании Академии, а уже 3 декабря
его записка была опубликована. Труды Якоби в области "чистой и
прикладной электрологии" нашли отклик в Петербурге в Академии наук, и в
1837 году он был командирован туда на "неопределённое время" для работы
в комиссии по исследованию применений электромагнитов в движении машин.
Приехав в Петербург, ученый остался в нем на всю жизнь.
Первым и самым замечательным открытием Якоби в России стало изобретение
в 1838 году гальванопластики. (Гальванопластика - получение
металлических копий с металлического и неметаллического оригинала путем
электролиза, т.е. разложения веществ при прохождении через них
постоянного электрического тока.) И вскоре данное открытие получило
признание во всем мире. В Петербурге было создано предприятие, которое
делало с помощью гальванопластики барельефы и статуи для украшения
Исаакиевского собора, Зимнего дворца, Большого театра в Москве, золотило
листы кровли для куполов, производило медные копии с форм для печатания
денег, а также географических карт, почтовых марок, художественных
гравюр.
В это же время совместно с академиком Э. Х. Ленцем Якоби исследовал
электромагнитные притяжения и законы намагничивания железа. Для этой
цели он построил особый реостат, названный им вольтагометром. В 1839
году Якоби вместе с Ленцем построил два усовершенствованных и более
мощных электродвигателя. Один из них был установлен на большой лодке и
вращал ее гребные колеса. При испытаниях лодка с экипажем из 14 человек
поднималась против течения Невы, борясь со встречным ветром. Это
сооружение представляло собой первое в мире электрическое судно. Другой
электродвигатель Якоби-Ленца катил по рельсам тележку, в которой мог
находиться человек. Эта скромная тележка приходится "бабушкой" трамваю,
троллейбусу, электропоезду, электрокару. Правда, сидеть в ней было не
очень удобно, поскольку свободного места там почти не оставалось из-за
батареи. Других источников электрического тока тогда не знали. В 1839
году Якоби получил в Императорской Академии наук место адъюнкта, в 1842
году - место экстраординарного и, наконец, в 1847 году - ординарного
члена Петербургской Академии наук.
В 1840-х годах Б.С. Якоби заинтересовался работами по телеграфии, в том
числе своего друга Павла Львовича Шиллинга, учел слабые стороны
имеющихся телеграфных аппаратов и пришел к убеждению, что вполне реально
создать новый, надежный, быстродействующий и легко управляемый
электромагнитный аппарат. Первый пишущий аппарат Якоби сконструировал в
1839 году. Его особенностью было то, что вместо мультипликатора
использовался электромагнит, приводивший при помощи системы рычагов в
действие карандаш. Запись сигналов производилась на фарфоровой доске,
которая двигалась на каретке под действием часового механизма.
Телеграфный аппарат Якоби в течение нескольких лет (1842-1845) успешно
работал на "царских" подземных (кабельных) линиях: Зимний дворец -
Главный штаб - Царское Село длиной около 30 км. Однако ученый не был
доволен его работой: записи принятых депеш трудно поддавались
расшифровке, мало удобным было также устройство каретки с экраном.
В течение многих лет Якоби продолжал совершенствовать своё изобретение.
В 1845 году он создал абсолютно новую конструкцию стрелочного
синхронного аппарата с горизонтальным циферблатом, электромагнитным
приводом и прямой клавиатурой. Этот аппарат получил практическое
применение в России, в Европе и стал основой для многих других
синхронных телеграфных аппаратов. А в 1850 году Якоби изобрел первый в
мире буквопечатающий телеграфный аппарат, работающий по принципу
синхронного движения. Это изобретение было одним из крупнейших
достижений электротехники середины ХIХ века. Однако русское
правительство считало изобретение Якоби военным секретом и не разрешало
ученому публиковать его описание. О нем даже в России знали немногие, до
тех пор пока в Берлине Якоби не показал чертежи своим "давнишним
друзьям". Этим воспользовался В. Сименс, внесший в конструкцию
устройства Якоби некоторые изменения и совместно с механиком И. Гальске
организовавший серийное производство таких телеграфных аппаратов. Так
было положено начало деятельности всемирно известной электротехнической
фирмы "Сименс и Гальске". А Якоби в 1851 году писал, что "та же самая
система, которую я впервые ввел, принята в настоящее время в Америке и в
большинстве стран Европы".
Последняя работа Б.С. Якоби в области аппаратостроения относится к 1854
году, когда он создал новый телеграфный аппарат для связи на больших
пароходах между каютой капитана и машинным отделением. Но
аппаратостроением не ограничивалась деятельность Якоби в области
телеграфии. Он внес выдающийся вклад в строительство линий
электромагнитного телеграфа и в решение вопроса об устойчивости и
надежности телеграфирования. На склоне лет Б.С. Якоби заведовал
Физическим кабинетом Петербургской Академии наук. Он создал команды
военных гальванеров, на основе которых выросла высшая электротехническая
школа России. Якоби разработал и усовершенствовал способ зажигания мин
на расстоянии электрическим током и руководил применением этого метода в
Кронштадтской крепости во время Крымской войны.
В 1872 году по возвращении из Парижа, где он участвовал в качестве
русского делегата в работе Международной комиссии по установлению
однообразной системы мер и весов, у Якоби начались сердечные приступы,
первые симптомы которых были отмечены еще в 1870 году. Он слег, но
сердечные приступы повторялись, и 27 февраля (11 марта) 1874 года Борис
Семенович Якоби скончался. |