Ибн Халдун -
арабо-мусульманский историк, философ, государственный деятель. Он
родился 27 мая 1332 года в Тунисе. Полное имя звучит следующим образом -
Вали-д-Дин Абд-ар-Рахман ИбнХальдун. Выходец из знатного тунисского
рода, начав карьеру придворным писцом, стал профессиональным политиком,
занимал в Северной Африке и Гранаде должности советника, посла,
министра. В возрасте 43 лет оставил занятия политикой и посвятил себя
научному труду и чтению лекций, в которых излагал свое учение.
Враждебное отношение к нему тунисских богословов вынудило Ибн Халдуна
бежать в Каир, где он был назначен на пост верховного кади маликитов.
Обширная Автобиография, которую Ибн Халдун писал в течение всей жизни, а
также его труды свидетельствуют о его знакомстве с основными научными
знаниями своей эпохи. Свидетель упадка блестящей арабской цивилизации,
Ибн Халдун попытался не просто описать происходившие события, а
представить их в системе, фиксирующей причинную связь событий. Новое
видение истории изложено Ибн Халдуном в его труде Книга поучительных
примеров и сведения из истории арабов, персов, берберов и других
современных им народов (имеются и другие варианты перевода). Ибн Хальдун
был единственным арабским историком, знавшим о существовании Римской
республики (все другие, основываясь на византийских источниках, начинали
историю Рима с Цезаря), и один из немногих авторов, использовавших
латинские и еврейские тексты в арабских переводах. Особый интерес
представляет написанное в 1375-1378 гг. введение к труду - Мукаддима
(Пролегомены), содержащее изложение взглядов Ибн Халдуна на природу
общества и государства.
Свои размышления над этими проблемами Ибн Халдун начинает с определения
сущности человека, появившегося вслед за животным и «наделенным
способностью к мышлению и рассудком, поднявшим его над миром обезьяны».
Человек - существо общественное. Он не имеет многих качеств, которые
помогают животным, но зато имеет руки, рассудок, орудия труда, а также
пользуется «совместностью жизни», взаимопомощью, обеспечивающими ему
защиту. Наделенный этими возможностями человек, осваивая природу,
создает мир культуры и себя самого как человека культуры (умран). Ибн
Халдун выделяет два основных типа, или фазы в развитии человеческих
объединений, которые определяются характером производства средств
существования, их распределения и потребления. Первая фаза - это
«бадава», жизнь, связанная со скотоводством и земледелием. Вторая, более
поздняя фаза - «хадара», жизнь городская. В первом типе производства
труд, ограниченный примитивными орудиями, производит только необходимый
для поддержания жизни продукт, чем определяется и его равное
распределение между членами коллектива. Однако при некотором избытке
продукта равенство нарушается, происходит образование неравных групп,
классов (табака). С появлением избытка связан и переход ко второму типу
производства – торгово-ремесленному и, соответственно, к городской
жизни. Труд усложняется, требует участия в нем большего числа людей,
создавая новую и дополнительную стоимость продукта, порождая роскошь и
стремление к ней, а также материальную базу для роста населения.
Другим аспектом отмеченного процесса является переход от «асабийи» к
«мулк», от родоплеменных отношений к отношениям, определяемым властью,
владением, сосредоточением роскоши в руках властителя и его
приближенных. Со временем власть обособляется, возникает государство
(давла) – группа людей, обладающих властью и защищающих ее с помощью уже
не сородичей, а наемной силы. Однако дальнейший рост роскоши и усиление
власти-государства приводит к увеличению налогов и обиранию подданных,
последствием чего становится разрушение экономики, нравов и в конечном
счете упадок и гибель цивилизации. Таким образом, констатирует Ибн
Халдун, цивилизация проходит естественный, закономерный путь от
возникновения через расцвет к упадку и смене ее другой цивилизацией,
находящейся в фазе «асабийа». Этот путь могучей в прошлом и переживающей
распад цивилизации Магриба и проанализирован Ибн Халдуном в Мукаддиме.
В конце жизни недолгое время находился на службе у Тамерлана. Вернувшись
в Каир, умер 17 марта 1406 года. |