Elite-Home |
|
Аль-Фараби |
|
║ На главную ║ Назад Великие ученые ║ |
|
Аль-Фараби (Al-Farabi) |
|
Аль-Фараби - великий
ученый-философ, астроном, математик, медик средневекового Востока.
Аль-Фараби (полное имя Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн
Узлаг аль-Фараби ат-Турки) родился в городе Фарабе на Сыр-Дарье при
впадении в нее реки Арысь в 870 г. Он происходит из семьи знатного
тюркского военачальника, что явствует из термина "тархан". Бассейн
Сыр-Дарьи сыграл в истории своего региона такую же роль как Нил для
Египта, Тигр и Ефрат для Месопотамии. Позже Фараб стал именоваться
Отраром, развалины которого находятся на территории Отрарского района
Южно-Казахстанской области. Об Отраре имеются сведения в китайских
источниках и у Птолемея. В IX-X вв., по описанию современников, это был
крупный центр, важнейший пограничный и узловой пункт караванных дорог
мировой торговли того времени, в котором связывались кочевая степь и
оседлое население. Широко известен факт разрушения монголами города в
1218 году, вошедший в историю как "Отрарская катастрофа". Здесь же в
феврале 1405 году умер Тимур. Но на карте культурного развития Отрар
отмечен как родина целой плеяды выдающихся ученых, поэтов, мыслителей,
среди которых по праву выделяется Абу Наср аль-Фараби как величина
мирового масштаба. |
|
Ал-Фараби был первым из восточных перипатетиков, кто в комментариях к
сочинениям Аристотеля по логике, диалектике, риторике, поэтике и в
других трактатах отстаивал идею превосходства философского
(аподейктического) знания над другими видами знания. Религиозное знание,
основывающееся на риторике и поэзии (на внушении и образности), - знание
самое примитивное, рассчитанное на неразвитое сознание простого народа.
Философия, опирающаяся на рациональное доказательство, на логику, ближе
всего подходит к познанию истины, сущности бытия и открывает разумному,
близкому к деятельному разуму человеку путь к счастью, делает его душу
бессмертной. Это же обстоятельство говорит в пользу того, что управление
обществом, государством должен осуществлять правитель-философ, - тогда
это государство становится «добродетельным городом», население которого,
в отличие от обитателей «порочных городов», живет по закону
справедливости, когда каждый выполняет свою отведенную ему в системе
иерархии функцию, что и делает и общество и людей счастливыми. Одна из
главных практических задач философа и просвещенного правителя состоит в
создании наряду с философией как элитарным, «эзотерическим» знанием
знания «экзотерического», воплощенного в «истинной религии»,
перелагающей единую постигнутую философией истину на доступный простому
народу язык символов, образов. Картина государственного устройства аналогична общей картине мироустройства, рисуемой ал-Фараби. Предельным основанием бытия мира является Первоначало, Единое. Это первая причина, порождающая мир, который в возможности уже содержится в Первоначале и через процесс эманации выявляется, развертывается, начиная с Мирового разума, Мировой души, первой материи и т.д. и кончая миром вещей. В свою очередь, мир вещей, начиная с неживой природы, минералов, через эволюционные ступени (растения, животные) достигает вершины развития - человека с его разумной душой. Арабоязычные перипатетики, высшим авторитетом для которых оставался Аристотель, восприняли переведенные на арабский язык выдержки из Эннеад Плотина, известные под названием Теология Аристотеля, как аутентичное сочинение Стагирита. Изложенное в нем эманационное учение они пытались совместить с перипатетизмом, чтобы создать цельную теорию о едином первоначале, совечном ему (как возможность) мире и творении реального мира, который становится необходимым в результате реализации возможности. В учении ал-Фараби Бог (Первоначало) и мир неразрывно связаны. В трактате Жемчужина премудрости ал-Фараби утверждает, что Бог есть такая же сущность, как и мир, но воплощающая единство; мир же является такой же сущностью, как и Бог, но выражен в множестве. Необходимо сущее первоначало - это вселенная в форме единства. Существенным пунктом учения ал-Фараби является концепция души и разума, которая неоднократно подчеркивает единство души и тела, невозможность существования души без тела. В то же время, отмечая специфику разума как особой нетелесной, нематериальной сущности, ал-Фараби полагал, что разум человека в результате совершенствования, в результате непрестанных усилий человека может освободиться от власти тела и избежать тлена: «Человеческая душа поднимается до такого совершенства бытия, что она больше не нуждается для своего существования в материи... она соединяется с субстанциями, отделенными от материи, и существует таким образом вечно». Рукописи Фараби рассыпаны по многим библиотекам мира. Столь же многочисленен отряд ученых, занятых изучением наследия Фараби. Свою лепту в фарабиеведение вносят отечественные ученые, предпринявшие шаги по изданию трудов Фараби на русском и казахском языках и изучению различных аспектов его поистине энциклопедического наследия. В 1975 году в широком международном масштабе в Москве, Алматы и Багдаде отмечался юбилей 1100-летия со дня рождения Абу Насра. Именем Фараби названы пединститут в г. Чимкенте, головной университет республики, один из проспектов в г. Алматы. В 1991 году по инициативе ректора АГУ им. Абая профессора Т. С. Садыкова были проведены первые фарабиевские чтения в Алматы и Чимкенте, в рамках казахско-американского культурного практикума в связи с наследием Фараби обсуждались проблемы взаимодействия культур. 9-10 декабря 1994 года в стенах Казахского Государственного Национального университета имени аль-Фараби была проведена Международная научно-теоретическая конференция "Аль-Фараби в развитии культуры и науки народов Востока". |
|
Использованы материал: http://www.peoples.ru/, http://www.krugosvet.ru/. | |
║ На главную ║ Назад Великие ученые ║ |
|
|