Elite-Home

Джонатан Эдвардс

На главную ║ Назад    Проповедники пуританства

Джонатан Эдвардс (Jonathan Edwards)

 
   Джонатан Эдвардс - американский философ-теолог и проповедник. Джонатан Эдвардс родился 5 октября 1703 года в Ист-Виндзоре, штат Коннектикут, США. Еще в раннем возрасте обнаружил большие способности в области естествознания, однако избрал духовную карьеру. Окончив в 1720 году Йейлский университет, стал священником в Нью-Йорке, затем преподавал в Йейле, а с 1737 года был священником в Нортгемптоне, который оставил в 1750 году в результате недовольства паствы. Последние годы жизни провел в городке Стокбридже, где был священником и занимался миссионерской деятельностью среди индейцев. В 1757 году был избран президентом Колледжа Нью-Джерси. Известное влияние на Эдвардса-мыслителя оказал трактат Дж. Локка "Опыт о человеческом разуме", однако Эдвардс отвергал философские идеи Века Разума. Свою задачу он понимал как утверждение пуританской доктрины, в частности идеи "верховной власти бога". В своем традиционном виде она воплотилась в его проповеди "Грешники в руках разгневанного бога", с огромной трагической силой утверждавшей бессилие человека, чье земное существование может быть в любой миг прервано карающей десницей Господа.

   Однако, как показывает его "Личное описание", эта идея и с его стороны вызывала острое неприятие как утверждение произвола и несправедливости. Примирение с ней стало возможно лишь после того, как кальвинистский "бог гнева" стал в интерпретации Эдвардса богом милосердия и любви, в чем проявилось известное влияние пантеизма. Отчасти была переосмыслена Эдвардсом игравшая важную роль в пуританстве система "аналогий", понимаемая как наличие нерасторжимой связи между реальными и метафизическими объектами. В его интерпретации на первый план выдвигается красота и неповторимость окружающего мира, воплощенная в ярких, пластических образах. Это нашло отражение в разрозненных заметках, получивших впоследствии название "Образы, или Тени божественных предметов". В своих важнейших философских произведениях - "Свобода воли", "Природа истинной добродетели", "В защиту великой христианской доктрины первородного греха" и др. - Эдвардс обращался ко многим проблемам, волновавшим и философов-просветителей, однако рассматривал их с позиций пуританства. Характерным образом свобода воли, например, толковалась им, в противоположность просветителям, как иллюзия, поскольку человек обладает не свободой воли, а лишь свободой действия, поскольку воля предопределена, с одной стороны, воспитанием, привычками и общественными нравами, а с другой - божественным промыслом, противостоящим произволу случайности. В творчестве Эдвардса пуританская мысль достигла вершины, и после него ее влияние на духовную жизнь Новой Англии начало ослабевать. Философско-теологические сочинения Эдвардса свидетельствуют о сильном художественном темпераменте, богатстве воображения, обостренном чувстве драматизма, меткости языка. Умер Джонатан Эдвардс 22 марта 1758 года в Принстоне, штат Нью-Джерси, США.
 
   По материалам: http://www.surbor.su/.

На главную ║ Назад    Проповедники пуританства

Рейтинг@Mail.ru