Elite-Home |
|
Джонатан Эдвардс |
|
║ На главную ║ Назад Проповедники пуританства ║ |
|
Джонатан Эдвардс (Jonathan Edwards) |
|
Джонатан Эдвардс - американский философ-теолог и
проповедник. Джонатан Эдвардс родился 5 октября 1703 года в
Ист-Виндзоре, штат Коннектикут, США. Еще в раннем возрасте обнаружил
большие способности в области естествознания, однако избрал духовную
карьеру. Окончив в 1720 году Йейлский университет, стал священником в
Нью-Йорке, затем преподавал в Йейле, а с 1737 года был священником в
Нортгемптоне, который оставил в 1750 году в результате недовольства
паствы. Последние годы жизни провел в городке Стокбридже, где был
священником и занимался миссионерской деятельностью среди индейцев. В
1757 году был избран президентом Колледжа Нью-Джерси. Известное влияние
на Эдвардса-мыслителя оказал трактат Дж. Локка "Опыт о человеческом
разуме", однако Эдвардс отвергал философские идеи Века Разума. Свою
задачу он понимал как утверждение пуританской доктрины, в частности идеи
"верховной власти бога". В своем традиционном виде она воплотилась в его
проповеди "Грешники в руках разгневанного бога", с огромной трагической
силой утверждавшей бессилие человека, чье земное существование может
быть в любой миг прервано карающей десницей Господа. Однако, как показывает его "Личное описание", эта идея и с его стороны вызывала острое неприятие как утверждение произвола и несправедливости. Примирение с ней стало возможно лишь после того, как кальвинистский "бог гнева" стал в интерпретации Эдвардса богом милосердия и любви, в чем проявилось известное влияние пантеизма. Отчасти была переосмыслена Эдвардсом игравшая важную роль в пуританстве система "аналогий", понимаемая как наличие нерасторжимой связи между реальными и метафизическими объектами. В его интерпретации на первый план выдвигается красота и неповторимость окружающего мира, воплощенная в ярких, пластических образах. Это нашло отражение в разрозненных заметках, получивших впоследствии название "Образы, или Тени божественных предметов". В своих важнейших философских произведениях - "Свобода воли", "Природа истинной добродетели", "В защиту великой христианской доктрины первородного греха" и др. - Эдвардс обращался ко многим проблемам, волновавшим и философов-просветителей, однако рассматривал их с позиций пуританства. Характерным образом свобода воли, например, толковалась им, в противоположность просветителям, как иллюзия, поскольку человек обладает не свободой воли, а лишь свободой действия, поскольку воля предопределена, с одной стороны, воспитанием, привычками и общественными нравами, а с другой - божественным промыслом, противостоящим произволу случайности. В творчестве Эдвардса пуританская мысль достигла вершины, и после него ее влияние на духовную жизнь Новой Англии начало ослабевать. Философско-теологические сочинения Эдвардса свидетельствуют о сильном художественном темпераменте, богатстве воображения, обостренном чувстве драматизма, меткости языка. Умер Джонатан Эдвардс 22 марта 1758 года в Принстоне, штат Нью-Джерси, США. |
|
По материалам: http://www.surbor.su/. | |
║ На главную ║ Назад Проповедники пуританства ║ |
|
|