Elite-Home

Дитрих Бонхёффер

На главную ║ Назад    Лютеранские проповедники

Дитрих Бонхёффер (Dietrich Bonhoeffer)

 
   Дитрих Бонхёффер - немецкий лютеранский пастор и теолог. Дитрих Бонхёффер родился 4 февраля 1906 года в Бреслау, Польша. В 1912 году семья переехала в Берлин. В 1923 году Бонхёффер начал свое образование на теологическом факультете Тюбингенского университета, в 1924-1930 годах учился в Берлине; в 1927-1929 годах служил викарием в Барселоне; в 1930 году стажировался в Нью-Йорке. В этот период Бонхёффер написал "Сommunio sanctorum" (1927) и "Akt und Sein" (1929). Летом 1931 года он вернулся в Берлин и получил место преподавателя систематической теологии в Берлинском университете. После назначения А. Гитлера канцлером Германии Бонхёффер выступил по радио на тему "Вождь и человек молодого поколения" и заявил, что, если вождь превращается в идола, он становится совратителем и оказывает преступное воздействие на тех, кто идет за ним. Передачу прервали, а Бонхёффер запретили выступать публично. Вместе с К. Бартом Бонхёффер вел борьбу с национал-социализмом, проникшим в Церковь, с движением "немецких христиан", которое провозгласило себя "Евангелической церковью германской нации", призванной явить миру "германского Христа". После победы на церковных выборах 1933 года "немецкие христиане" ввели в церковные документы т. н. "арийский параграф", который исключал "неарийцев" и людей, состоящих в браке с таковыми, из числа церковного клира. Весной того же года появилась статья Бонхёффера "Церковь и еврейский вопрос", где он резко выступил против подобных нововведений.
   Осенью 1933 года несколько пасторов объединились вокруг М. Нимёллера из Берлина-Далема и образовали т. н. Чрезвычайную пасторскую лигу, на основе которой весной 1934 года была организована "Bekennende Kirche". Организация заявила о необходимости сохранения церковью своего суверенитета и невмешательства государства в церковные дела, а также о незыблемости основных постулатов христианской веры и неизменности авторитета Библии. В августе 1934 года Бонхёффер принял участие в заседании Всехристианского совета "Жизнь и деятельность" в Фанё (Дания), на котором была поддержана "Исповедующая церковь" в противовес движению "немецких христиан". Бонхёффер говорил о том, что христиане всего мира должны воспрепятствовать назревавшей опасности новой мировой войны. Покинув Германию, Бонхёффер служил пастором в Лондоне (1934-1935). Вернувшись из Лондона, Бонхёффер присоединился к организации "Исповедующая церковь", с 1935 по 1937 года преподавал в ее семинарии в Финкенвальде и осуществлял связи этой организации с зарубежными церковными центрами. В 1937-1938 годах в работах "Nachfolge" и "Gemeinsames Leben" он писал о соответствии церкви современным задачам, критически отзывался о лютеранской теологии, в частности о т. н. "дешевой благодати", которая, по его мнению, являлась оправданием греха. К 1938 году власти запретили Бонхёфферу преподавать, выступать публично, публиковать какик-либо труды. Друзья, устроив ему лекционную поездку в США, надеялись, что он примет решение остаться там, но в августе 1939 года Бонхёффер вернулся в Германию, объясняя свое решение Нибуру тем, что "христиане в Германии стоят перед ужасной альтернативой: или желать поражения своей нации и тем самым дать возможность и дальше существовать христианской цивилизации, или хотеть победы и тем самым разрушить христианскую цивилизацию. Я знаю, какую из альтернатив я должен выбрать; но я не могу сделать этот выбор, находясь в безопасности". Незадолго до начала войны друг и родственник Бонхёффера Донаньи был назначен в Отдел внешней разведки абвера, где он примкнул к участникам заговора против Гитлера, через него и Бонхёффер попал в круг заговорщиков, примыкавших к т. н. "консервативной оппозиции", целью которой было уничтожение Гитлера до того, как он приведет Германию к полному краху. По поручению Далемского крыла "Исповедующей церкви" Бонхёффер работал с Фрайбургским кружком, куда он привлек таких историков, как Г. Риттер, В. Онкен и др., для создания проекта послевоенного устройства евангелической Церкви и общественно-политического преобразования Германии. Бонхёффера прикомандировали к абверу и с этого времени, снабженный официальными паспортами и визами, он неоднократно покидал Германию в поисках контактов с дружественными гражданскими и церковными кругами за рубежом. Одновременно он работал над "Этикой". С февраля 1941 по осень 1942 год совершил ряд поездок в Швейцарию, Швецию, Норвегию, Данию. Весной 1942 года в Швеции состоялась его встреча с Д. Беллом, епископом Чичестерским, другом и соратником по экуменическому движению. По поручению группы Канариса-Гёрделера он пытался через церковные круги убедить власти Великобритании в наличии внутренней оппозиции в Германии, которая хочет мира и восстановления демократии, и заручиться если не поддержкой, то хотя бы пониманием своей деятельности. Но министр иностранных дел Э. Иден заявил, что не в интересах английской нации налаживать контакты с германскими оппозиционными кругами. Вместе с Донаньи весной 1942 года Бонхёффер участвовал в подготовке покушения на Гитлера: в правительственный самолет была заложена бомба, которая не сработала, и фюрер остался жив. Через своего отца Бонхёффер сошелся с Вюртембергским епископом Д. Вурмом и вместе с ним помогал всем тем, кто по нацистским законам подлежал ликвидации. На Рождество 1942 года Бонхёффер написал друзьям, участникам Сопротивления, послание под названием "10 лет спустя", которое состояло из 16 небольших разделов под следующими заголовками: "Об успехе", "О глупости", "Доверие", "Будущее и современность", "Мы еще нужны?" и т. д. В этом произведении анализировалось то, что происходило в Германии, в душах людей, живших в этой стране.

   В январе 1943 года Бонхёффер обручился с Марией фон Ведемайер. В апреле 1943 года он вместе с Донаньи и его женой Кристиной был арестован. Вскоре Кристину отпустили. Остальные были задержаны до выяснения обстоятельств. Сначала Бонхёффер предъявлялись обвинения в уклонении от службы в армии, в незаконных поездках за границу и в помощи евреям. Затем было предъявлено обвинение в разложении вермахта. Процесс над Бонхёффером и Донаньи так и не состоялся. В Тегеле, тюрьме абвера, Бонхёффер находился с 5 апреля по 8 октября 1944 год, там он писал письма, теологические эссе, драмы, романы, стихи. После неудачного покушения на Гитлера, 20 июля 1944 года, были найдены документы, подтверждавшие участие Бонхёффера и Донаньи в заговоре против фюрера. Бонхёффера перевели в гестаповскую тюрьму на Принц-Альбрехт-штрассе и содержали в строгой изоляции, в марте 1945 года Бонхёффер оказался в концлагере Бухенвальд. Затем Бонхёффера перевели во Флоссенбюрг, где он 9 апреля 1945 года был повешен.
 
   По материалам: http://www.pravenc.ru/.

На главную ║ Назад    Лютеранские проповедники

Рейтинг@Mail.ru