Elite-Home

Филипп Меланхтон

На главную ║ Назад    Лютеранские проповедники

Филипп Меланхтон (Philipp Melanchthon)

 
   Филипп Меланхтон - немецкий гуманист, теолог и педагог, евангелический реформатор. Филипп Меланхтон родился 16 февраля 1497 года в Бреттене, Германия. в 14 лет получил степень бакалавра в Гейдельбергском университете, а в 16 лет - магистра в Тюбингенском университете. Он быстро стал известен познаниями в греческом языке, заслужил репутацию блестящего филолога, а потом и библейского гуманиста; со временем вошел в круг последователей Эразма; в 1518 году стал профессором Виттенбергского университета. Первая же лекция Меланхтона продемонстрировала его тесные связи с Лютером, которые впоследствии никогда не прерывались. В 1519 году он вместе с Лютером принял участие в Лейпцигском диспуте. В 1521 году он написал "Общие места" - первое систематическое изложение лютеровских идей. Работа приобрела широкую популярность благодаря ясности стиля и миролюбивому тону. Эти черты характерны для всех трудов Меланхтона и весьма способствовали его контактам с другими лютеранами, с протестантами иных деноминаций и даже с католиками. В 1528 году саксонское законодательство придало написанным Меланхтоном для школ "Статьям" статус учебного пособия; с тех пор педагогика стала для Меланхтона одним из важнейших дел его жизни. Меланхтон принял участие в реформах восьми университетов, основал четыре новых университета, написал огромное число пособий и был прозван "учителем Германии".

   На Марбургской конференции 1529 года Цвингли резко критиковал Меланхтона, прежде всего в том, что связано с реальным присутствием Бога в Вечере Господней. Позже Меланхтон изменил свои взгляды и подвергся нападкам лютеран-пуристов. В 1530 году он написал Аугсбургское исповедание, а в 1531 году -Апологию. Эти два документа и Виттенбергская конкордия 1536 года. быстро получили признание и стали ключевыми документами лютеранского вероучения. В силу приверженности христианскому гуманизму, позволявшей ему всегда быть открытым новым идеям и концепциям, Меланхтон изменил воззрения на Вечерю Господню и занял позицию, близкую к той, что разделял Кальвин. Взгляды Меланхтона получили воплощение в десятой статье Аугсбургского исповедания, что побудило гнесио-лютеран обвинить его в тайном кальвинизме. После поражения протестантов при Мюльбергев 1547 году Меланхтон сформулировал Лейпцигский интерим, пытаясь отстоять некоторые лютеранские идеи в преимущественно не-лютеранском вероисповедном символе. Меланхтон доказывал, что римско-католические обряды и верования несущественны для веры и тем самым вполне приемлемы. За это его сурово осудил Маттиас Флаций, обвинив в предательстве лютеранства. Позже Флаций еще раз обрушился на Меланхтона за его синергистские воззрения - Меланхтон доказывал, что человек может принять или отвергнуть благодать Божью и что Св. Дух дается по благодати.
   Последние годы жизни Меланхтона сопровождались церковной полемикой; многие лютеране относились к нему с подозрением. Блестящий ум Меланхтона, его христианский гуманизм, ясность высказываний, скромность поведения, открытость новым идеям сделали его идеальным соратником Лютера, но нередко провоцировали полемику, наложившую сильный отпечаток на его последние годы. При всем этом вклад Меланхтона в лютеранское движение, в протестантизм, в судьбу немецкого народа поистине огромен. Умер Филипп Меланхтон 19 апреля 1560 года в Виттенберге.
 
   По материалам: http://refopedia.org/.

На главную ║ Назад    Лютеранские проповедники

Рейтинг@Mail.ru