Elite-Home

Джон Генри Ньюмен

На главную ║ Назад    Католические проповедники

Джон Генри Ньюмен (John Henry Newman)

 
   Джон Генри Ньюмен - кардинал, теолог, философ, писатель. Джон Генри Ньюмен родился 21 февраля 1801 года в Лондоне. В 1817 году Ньюмен поступил в Тринити-колледж Оксфордского университета, где удостоился стипендии. Хотя по окончании колледжа он получил степень бакалавра без отличия, ему представилась возможность отличиться, когда он выставил свою кандидатуру на место преподавателя Ориэл-колледжа и в апреле 1822 получил эту должность. Его евангелические взгляды претерпели изменение под влиянием коллег-преподавателей. Особую заботу о нем проявлял Р. Уэйтли, позднее ставший протестантским архиепископом Дублина. Взгляды Ньюмена изменились также и благодаря опыту пастырской работы викарием в Оксфорде, ведь в 1824 году Ньюмен стал священником Англиканской церкви. Многое узнав в Ориэл-колледже от сторонников либерального направления в церкви, он ощущал все большую склонность к т. н. Высокой церкви, сблизившись с ее представителями - Джоном Кеблом и Ричардом Фрудом.
   В 1828 году Ньюмен был назначен викарием университетской церкви св. Девы Марии в Оксфорде и начал систематически изучать труды ранних отцов церкви, что завершилось в его работе "Арианство четвертого века". Вскоре его влияние распространилось за пределы Оксфорда, когда были опубликованы восемь томов "Приходских и простых проповедей" (1834-1843). Зимой 1832-1833 годах Ньюмен вместе с Р. Фрудом и его отцом отправился в путешествие по странам Средиземноморья. На Сицилии, куда он отправился один, он серьезно заболел и почувствовал, что ему "предстоит исполнить некий труд", а на пути домой сочинил гимн "Веди, благостный свет". В сентябре 1833 года Ньюмен приступил к изданию Трактатов для нашего времени, 24 из которых он написал сам; эти трактаты дали оксфордскому движению второе название - трактарианское движение. В течение последующих семи лет он был духовным лидером исключительно успешной кампании: организовывал встречи, писал, беседовал с людьми. К нему присоединились Э. Пьюзи и многие другие деятели, объединенные стремлением "католицизировать" Церковь Англии, что вскоре породило оппозиционное движение со стороны протестантов, утверждавших, что трактарианство ведет прямиком в Рим. Ньюмен счел эти обвинения абсурдными и в Лекциях о пророческом служении развил теорию "via media", согласно которой Англиканская церковь занимает промежуточное положение между порочными крайностями протестантизма и католицизма. Его Лекции об оправдании - образец классического трактата о благодати.
   Смерть Фруда в 1836 году была тяжелым ударом для Ньюмена. В "Остатках Фруда", опубликованных Ньюменом и Кеблом в 1838 году, он продемонстрировал свое стремление к католическому идеалу святости. В последующие годы Ньюмен обнаружил, что многих из его молодых последователей логика их верований увлекает в направлении Рима. Тогда в 1841 году он написал "Трактат 90", доказывавший, что 39 статей англиканского вероисповедания не противоречат практически католическому учению. В 1842 году он удалился в Литлмор, где 25 сентября 1843 года произнес свою последнюю проповедь как англиканин, названную "Прощание с друзьями", а через неделю ушел в отставку. В Литлморе он жил как мирянин и вел полумонашескую жизнь в узком кругу друзей. В работе "Развитие христианского учение" он утверждал, что Католическая церковь росла подобно живому организму, в соответствии с определенным планом. 9 октября 1845 года Ньюмен стал членом того, что он называл "единой церковью Искупителя". Через несколько месяцев Ньюмен покинул Литлмор, осенью 1846 года прибыл в Рим, где поступил студентом в Коллегию ватиканской Конгрегации пропаганды веры. Он уже давно восхищался св. Филиппо Нери, основателем Конгрегации оратории, исполненным радости, ощущавшим нужды времени, не терпевшим фальши, и теперь решил организовать Конгрегацию оратории в Англии. В Оратории, члены которой не приносили монашеских обетов, он мог окружить себя друзьями и открыто высказывать свои мысли. 30 мая 1847 года Ньюмен стал католическим священником, и после периода послушания в Риме основал 1 февраля 1848 года английскую Ораторию в Меривейле, куда переехал на следующий год. Несколько месяцев спустя он основал ораторианскую общину в Лондоне, однако из Бирмингема не уехал.

   В Лекциях о трудностях англиканства он призвал тех, кто еще сохранял верность трактарианскому движению последовать за ним в Рим, т.е. принять католичество. Его блестящие, полные юмора Лекции о современной позиции католиков были ответом на враждебную протестантскую пропаганду, развернувшуюся после восстановления католической иерархии в Англии. Обвинения, брошенные им в Лекциях доктору Акилли, итальянскому монаху, ставшему протестантом и выступившему с лживыми наветами на католиков, привели к иску о клевете. И хотя Ньюмен был приговорен к штрафу, он одержал моральную победу и получил международную поддержку со стороны католиков. Тем временем Ньюмен принял предложение занять пост ректора университета для англоязычных католиков, основанного ирландскими епископами в Дублине. В 1852 году он прочитал там лекцию об университетском образовании, в которой на основе своего опыта пребывания в Оксфордском университете описал либеральное светское образование и его отношение к христианскому идеалу. Несмотря на недостаток студентов и трудности, которые создавал Каллен, архиепископ Дублинский, Ньюмену удалось собрать коллектив преподавателей и 300 студентов, построить университетскую церковь, основать медицинское училище. Однако в 1858 году он был вынужден отказаться от своих замыслов, во-первых, из-за нежелания Каллена сотрудничать, а во-вторых, из-за того, что университет постепенно превращался в чисто ирландское учебное заведение. Наконец, в нем нуждалась его ораторианская община в Бирмингеме, а заботу о ней он считал своим главным долгом. Его ожидали дальнейшие разочарования. Кардинал Уайзман обратился к нему с просьбой перевести Библию, но уже после того, как Ньюмен собрал группу помощников, план был неожиданно отменен. Далее, по просьбе епископов он взял на себя руководство авторитетным католическим журналом "Странник" либерального направления, чтобы вывести его из бедственного положения. И тут же на него поступил донос в Ватикан за о статью "О консультировании верующего по вопросам вероучения", в которой подчеркивалась важная роль мирян, которые всегда были в центре его внимания. Ради мирян он основал ораторианскую школу, и этот проект оказался весьма удачным.
   Ньюмен внезапно снова оказался весьма влиятельной фигурой, когда в 1864 году подвергся нападкам со стороны Ч. Кингсли как человек, который не верит в "истину ради нее самой". У Ньюмена возник повод для написания "истории его религиозных мнений", "Апологии своей жизни", которая публиковалась раз в две недели летом 1864 года. Ньюмен снова мог надеяться, что приобрел влияние, и когда его епископ Аллоторн пригласил его возглавить католический приход в Оксфорде, он предложил основать там ораторианскую общину. Несмотря на поддержку Аллоторна, все планы Ньюмена, связанные с возвращением в Оксфорд, потерпели неудачу из-за противодействия ультрамонтанских противников "смешанного образования", во главе которых стоял будущий кардинал Маннинг, которого явно не устраивала перспектива присутствия Ньюмена в Оксфорде. Только после смерти Маннинга английские католики смогли получать настоящее высшее образование и беспрепятственно поступать в университеты Оксфорда и Кембриджа. В 1865 году Ньюмен написал драматическую поэму "Сон Геронтия", а в следующем году - "Послание к Пьюзи". Пьюзи, в своем Ирениконе о единстве церквей, полагал, что крайние взгляды ультрамонтанов - отца Фабера, У. Уорда, Маннинга и других - отражают католическое учение о непогрешимости папы и почитании Пресвятой Девы. В 1875 году он опубликовал "Послание герцогу Норфолкскому", в ответ на обвинение Гладстона, будто догмат о папской непогрешимости, провозглашенный на Ватиканском соборе подрывает лояльность католиков к государству.
   В 1878 году оксфордский Тринити-колледж, в котором некогда преподавал Ньюмен, присвоил ему степень почетного преподавателя, а в 1879 году , по ходатайству английских католиков-мирян, папа Лев XIII сделал его кардиналом. Согласно особой привилегии, ему было позволено остаться в его Оратории в Бирмингеме, для руководства растущей общиной. Английские католики, за немногим исключением, уже давно видели в нем своего лидера, а некатоликам он импонировал своей умеренностью и бесстрашной честностью. Когда он умер (это случилось 11 августа 1890 года в Эдгбастоне), в газетах всех направлений его стали прославлять как святого. "Лондон Таймс" писала: "Канонизирует ли его Рим или нет, он будет причислен к лику святых в сознании тысяч верующих людей, к какому бы вероисповеданию они ни относились".
 
   По материалам: http://www.peoples.ru/.

На главную ║ Назад    Католические проповедники

Рейтинг@Mail.ru