Elite-Home |
|
Рене Дюге-Труен |
|
║ На главную ║ Назад Известные пираты ║ |
|
Рене Дюге-Труен (Rene Duguay-Trouin) |
|
Рене Дюге-Труен - французский корсар, генерал лейтенант флота. Рене
Дюге-Труен родился 10 июня 1673 года в семье богатого судовладельца из
Сен-Мало. С детства он был привязан к морю и, убегая в порт, пропадал
там целыми днями, играя среди гниющих барок и рыбачьих судов арсенала;
слонялся по набережным, вдыхая соленый аромат моря, въедливый рыбный дух
торговых лавок и теплый запах стружки на верфях. Но строгий, практичный
отец решил, что Рене будет священником, и пришлось мальчику отправиться
для обучения в колледж иезуитов в Ренне и засесть за латынь и риторику.
Однако когда в 1687 году отец скончался, юноша ощутил себя свободным и
быстро распростился с духовной семинарией. Да и о какой карьере
священника могла идти речь, если у Рене на уме были только шпаги, вино,
женщины, карты и танцы. Он сбежал в Руан, а затем перебрался в Париж
(1688). Голубоглазый блондин с ангельской внешностью, смелый, дерзкий
пятнадцатилетний рубака лихо проматывал доставшееся ему в наследство
состояние и вскоре оказался замешан в серьезном скандале. Беспорядочный
образ жизни молодого повесы возмутил его добропорядочную степенную мать,
всех почтенных родственников и друзей семьи. Посовещавшись, они нашли
способ угомонить сумасброда. Старший брат запихнул юного бездельника в
почтовую карету и отправил в Сен-Мало, где Рене сразу определили
добровольцем (т.е. без жалованья) на корсарский корабль "Трините". Так в
1689 году жизнь Дюге-Труена пошла по другому руслу. Вместо штудирования
церковных трактатов и молитв или разгульной бесшабашной столичной жизни
его ожидала блестящая морская карьера, сделавшая Рене Дюге-Труена
гордостью французских корсаров. В восемнадцать лет он уже командовал небольшим 14-пушечным корветом "Даникан". Крейсируя у берегов Ирландии, юный француз отличился при захвате замка Лимерик, взял два и сжег четыре английских купеческих судна (1692). Затем последовали плавания на флейте "Профон" (1692-1693) с захватом торгового корабля и фрегата (1693) и призом в два английских корвета стоимостью 750 тысяч ливров. В 1694 году Дюге-Труен на королевском 40-пушечном фрегате "Дилижант" привел во французские порты два захваченных военных корабля, трех торговцев и брандер. В мае того же года его взяли в плен англичане, но после побега корсар возобновил выходы в море. На королевском 48-пушечном фрегате "Франсуа" (1694-1695) он захватил шесть торговых и пять военных английских кораблей, одним из которых был знаменитый "Нон Сач", превращенный Дюге-Труеном в собственный корабль и переименованный соответственно в "Сан Парей". За эти подвиги корсар удостоился королевского внимания и получил золотую шпагу за военные отличия (1695). В 1696 году добычей "Сан Парея" стали два голландских корабля, захваченных у берегов Испании. На следующий год корсар командовал судном "Сен Жак де Виктуар" и в сопровождении двух других судов отправился на перехват голландского конвоя, идущего из Бильбао под прикрытием трех военных кораблей под командованием вице-адмирала барона Васснера. В кровопролитном сражении погибли четыре двоюродных брата Дюге-Труена и половина экипажей французских судов, но все двенадцать торговых судов были взяты, причем голландские офицеры были убиты, а тяжелораненый Васснер взят в плен. В том же году Дюге-Труен был принят на службу в королевский флот в чине капитана 2-го ранга. |
|
|
|
Война за испанское наследство вознесла Дюге-Труена на
вершину славы. Французский историк отмечал, что "он один был бы способен
во время войны за испанский престол вернуть французскому флоту славу
времен Дюкена и Турвиля, если только подобное чудо могло бы
осуществиться". Для подобных высоких оценок есть все основания. Вот
краткий перечень действий Дюге-Труена, этого талантливого преемника Жана
Барта. В 1702-1703 годах его внимание было сосредоточено на китобойных
промыслах Шпицбергена. Если 1702 год был неудачным из-за сильных
штормов, то в следующем, 1703 году, Дюге-Труена ждали блестящие победы.
Командуя "Эклатаном" и отрядом судов, он появился на китобойных
промыслах в самый разгар сезона, спалил шесть голландских кораблей,
захватил двенадцать других и в придачу к ним взял два торговых
(английское и голландское) судна и с такой добычей вернулся в Нант. В
1703-1704 годах на "Эклатане" и "Фурье" он пополнил список захваченных
судов голландским и тремя английскими судами, но особенно примечателен
захват "Амазонки" - корсарского судна из Флиссингена. Дело в том, что в
бою с этим корсаром у Бреста погиб брат Рене, Николя-Франсуа. В 1704
году, командуя отрядом, составленным из кораблей "Язон", "Август" и
"Валер", он овладел 72-пушечным кораблем и двенадцатью торговыми судами.
На следующий год, крейсируя на "Язоне" у берегов Португалии, он ввязался
в бой с португальским флотом, идущим из Бразилии, сражался поочередно с
несколькими судами, был ранен, но не сумел овладеть ни одним призом.
Однако на обратном пути в Брест взял на абордаж английский фрегат и
захватил девять торговых судов. Широкий резонанс имело знаменитое сражение 21 октября 1707 года у Лизарда. Дюге-Труен на 74-пушечном "Лизе" вместе с де Форбеном подстерегли здесь большой купеческий конвой, и после ожесточенного сражения в их руки попала часть флотилии и три военных корабля (в том числе 82-пушечный "Камберленд", абордированный Дюге-Труеном). Но командующие сочли добычу не столь внушительной, как ожидалось, и после крупного разговора на предмет ответственности за это каждого из них расстались врагами. Впрочем, характер Дюге-Труена проявился и в другом эпизоде. Когда король за эту операцию назначил корсару пенсию в 1 тыс. ливров, Дюге-Труен обратился с прошением передать награду своему помощнику капитану Сент-Обену, потерявшему в бою ногу. В ответ на это Людовик XIV вознаградил корсара за бескорыстие пенсионом в 2 тыс. ливров. За подвиги Дюге-Труен был пожалован дворянством, однако в 1710 году не смог должным образом отблагодарить короля за оказанную ему честь - он неожиданно заболел и едва не умер. Зато в 1711 году Дюге-Труен с лихвой возместил все авансы - грандиозная операция по захвату Рио-де-Жанейро принесла ему международную известность. Заслуги Дюге-Труена перед Францией не остались без внимания. Он был пожалован командорским званием ордена Св. Людовика и был введен в высшую военную иерархию французского общества. В 1731 году, уже в чине контр-адмирала, он командовал эскадрой Средиземного моря и, пройдя во главе ее у берегов Алжира, Туниса, Триполи и острова Кипр, вынудил местных пиратских владык принять все условия, поставленные французским правительством. Произведенный в генерал-лейтенанты, он накануне возможной войны с Англией в 1733 году был назначен главным морским командиром в Бресте. Однако здоровье Дюге-Труена было совершенно подорвано. Когда опасность войны миновала, он отправился в Париж, в надежде, что столичные хирурги сумеют приостановить ход болезни. Усилия врачей были безрезультатны, и они честно признались старому корсару, что жить ему осталось считанные дни. Дюге-Труен и сам чувствовал приближение смерти и обратился с письмом к кардиналу де Флери, прося о покровительстве короля Людовика XV его семейству. В ответном послании Дюге-Труен с успокоением прочел, что может не беспокоиться о будущем семьи. Министр сообщал, что, читая письмо, король "…был им тронут, и я сам не могу удержаться от слез. Вы можете быть уверены, что Его Величество, если Богу будет угодно призвать Вас к себе, расположен оказать знаки своей милости вашей фамилии…" Через некоторое время, 27 сентября 1736 года Дюге-Труен тихо скончался в Париже. |
|
По материалам: http://corsairs-harbour.ru/. |
|
║ На главную ║ Назад Известные пираты ║ |
|
|