Elite-Home

Жан Барт

На главную ║ Назад    Известные пираты

Жан Барт (Jean Bart)

 
   Жан Барт - французский корсар. В конце XVII столетия во Франции его считали чуть ли не национальным героем. С 1670 по 1697 год он отважно сражался во всех войнах, за что заслужил прозвище "Гроза морей". Добыча, которую захватывал Жан Барт, не раз выводила Францию из финансовых неприятностей. Его морские победы помогали Парижу добиваться успехов на суше. Не будучи дворянином, Жан Барт сумел получить высокие чины, что редко кому удавалось.
   Жан Барт родился 20 октября 1650 года в городе Дюнкерке в семье потомственных корсаров. В двадцать один год Жан решил продолжить семейные традиции и устроился на корсарское судно. Он выделялся среди сверстников находчивостью и решительностью и быстро добился расположения командования.
   Между Англией, Францией и Голландией шла война. Жан Барт на свои скромные сбережения, которые он успел скопить к тому времени, снарядил галиот с двумя орудиями и нанял команду из 36 человек. С такой малочисленной командой на плохо вооруженном корабле Барт отважился выйти в море. Первым у Текселя ему повстречался голландский фрегат, имевший 18 орудий и 60 человек на борту. Жан, не раздумывая, пошел на абордаж. В рукопашном бою корсары дрались не щадя себя и победили почти вдвое превосходящего противника. Добычу Жан использовал на вооружение своего галиота. Теперь он мог нападать и на более укрепленные корабли. Слава и успехи, а также богатые трофеи позволили молодому корсару вступить в сообщество арматоров - судовладельцев Дюнкерка. Судовладельцы доверили Барту десятипушечный фрегат, назначив его капитаном. Очередное возвращение Жана Барта с богатой добычей вызвало восхищение жителей Дюнкерка. Король Людовик XIV остался доволен подвигами Барта и даже наградил его золотой цепью. После этого Жан Барт стал героем, но сам он был человеком скромным и стеснялся воздаваемых ему почестей. Жан Барт перешел на четырнадцатипушечный "Дофин". Количество пушек для него не имело особого значения. Пираты в основном предпочитали брать неприятеля на абордаж. Так что для Жана гораздо важнее было иметь судно легкое, маневренное и быстроходное.
   В одно из плаваний Жан Барт решил впервые взять своего двенадцатилетнего сына Франсуа-Корниля. Его фрегату "Серпант" предстояло доставить из Кале в Брест бочонки с порохом - грузом чрезвычайно опасным. Путь из Кале в Брест лежал через Ла-Манш. Плавание проходило довольно спокойно до тех пор, пока их не заметил голландский корсар, который, не раздумывая, бросился в атаку. Жан Барт приказал поднять все паруса, попытаться оторваться от неприятеля и скрыться в тумане. Капитан хорошо сознавал, что любое случайное попадание даже осколка ядра может мгновенно уничтожить корабль. Однако избежать боя не удалось. Французы отвечали на выстрелы неприятеля, но мало кто из них надеялся выйти из этого боя живым. Сын капитана, впервые попавший в такую ситуацию, смертельно перепугался. Бледный мальчуган сидел, скорчившись, у грот-мачты, закрыв лицо ладонями. Таким его увидел отец. Заметив, что сын трусит, Барт пришел в ярость. Он приказал привязать мальчика к мачте, ибо считал, что тот, кто не умеет смотреть в лицо опасности, жить не достоин. Матросы в точности выполнили распоряжение начальника. Все время боя, победу в котором все же одержали французы, подросток провел привязанным к мачте. К счастью, пули миновали его. Возможно, этот урок пошел мальчику на пользу, впоследствии он дослужился до чина вице-адмирала.
 
   Жан Барт продолжал заниматься морским грабежом, когда неожиданно для него мощный английский флот заблокировал Дюнкерк, полностью заперев выход из него. Французы оказались в бездействии. Неутомимый Жан Барт не мог с этим смириться, он обратился к маркизу де Поншартрену, тогдашнему морскому министру, с предложением вооружить эскадру из небольших судов. "С ними, Ваша светлость, я легко пройду в промежутках между неприятельскими кораблями и буду разрушать коммерцию, спокойно производимую англичанами и голландцами на севере!" Маркиз одобрил это предложение и отправил отважному капитану деньги на снаряжение эскадры. Эскадра состояла из четырех, десяти- и пятнадцати-пушечных шлюпов и трех небольших фрегатов. Жан Барт и его помощник де Форбен приняли командование и отправились в путь. Вечером того же дня корсары заметили шесть английских кораблей. Это были четыре больших купеческих брига, сопровождали которые два военных корабля: пятидесяти- и сорока-пушечный. Жан Барт велел действовать скрытно и осторожно, чтобы не вызвать раньше времени у неприятеля никаких подозрений. Он незаметно сблизился с кораблями противника. Под покровом темноты французы подкрались к англичанам и атаковали их военные корабли. По своему обычаю Жан Барт взял неприятеля на абордаж. Застигнутые врасплох англичане сдались практически без боя. Не оказали сопротивления и торговые суда, перевозившие богатый груз в Россию. Этот подвиг еще более укрепил славу Жана Барта, одно его имя наводило на врагов ужас. Англичане и голландцы старались избегать встреч с неукротимым корсаром. Жан Барт сильно осложнял передвижение их кораблей и приводил в ярость. И они решили действовать, то есть разрушить Дюнкерк - корсарское гнездо. Денег для этой цели они не жалели, выделив на вооружение флота огромную сумму. Французский король, узнавший о готовящемся нападении, приказал Жану Барту привести все укрепления Дюнкерка в боевую готовность. 4 августа 1695 года англичане по ставили на якорь в канале Мардика 8 военных кораблей на расстоянии одной мили от города. Несколько дней они бездействовали, и все это время к ним прибывало подкрепление. Через неделю рано утром на рейд вышли сто двадцать кораблей - больших и малых. Начался обстрел. Корабли находились на большом расстоянии, потому вражеские ядра не долетали и не причиняли городу никакого вреда. Тогда суда неприятеля выстроились полумесяцем перед западными фортами на расстоянии пушечного выстрела. Фрегаты расположились позади них и в промежутках. Один из фортов больше других выдавался в море и потому был самым уязвимым. Именно там находился Жан Барт со своим старшим сыном. С девяти утра неприятель беcпрерывно бомбардировал город. В три часа по сигналу английского адмирала большинство кораблей стало приближаться к берегу. Французы выслали навстречу противнику несколько кораблей, но на них обрушился такой шквал огня, что они вынуждены были отступить. Между тем английские фрегаты продвигались к фортам все ближе. Бомбардирские галиоты все это время не переставали метать бомбы в Дюнкерк. Однако на море было неспокойно: усиливался ветер поднимались волны, - все это мешало противнику как следует целиться. Бомбы падали куда попало, не нанося вреда. Еще через час все фрегаты подошли на пушечный выстрел к фортам и открыли ураганный огонь. Но Жан Барт ответил еще более сильным огнем и в конце концов вынудил фрегаты удалиться. Первая атака неприятеля была отбита. Еще два часа англичане и голландцы пытались взять дюнкеркский берег. Но огонь береговых батарей не позволял неприятелю выполнить свои замыслы. С борта качающегося судна целиться, как известно, трудней, чем с берега. А при сильном волнении в море эта разница особенно ощутима. Казалось, даже погода помогала французам. Только англичане не хотели с этим мириться и признавать поражение, они упорно продолжали вести бомбардировку. И только около семи часов вечера атаки прекратились. Неприятель уходил, потерпев полное фиаско. Очередной подвиг знаменитого корсара по достоинству оценил король. Людовик XIV определил Жану Барту 2 тысячи талеров пенсиона в год, а сына его пожаловал званием лейтенанта.

   Вскоре Жан Барт получил приказ снова идти в крейсерство, в Северное море. 17 июля французы заметили на горизонте голландский флот. Но Жан Барт не спешил, он позволил флоту продолжить путь, а за ночь обогнал его. Не дав опомниться, Жан Барт пошел на абордаж флагмана. Корсары перебили большую часть врагов. Одновременно были взяты на абордаж четыре других конвоира. Подчиненные Жана Барта захватили 45 судов из голландского флота. Едва закончилось сражение, как Жан Барт увидел в море справа по курсу тринадцать мощных военных кораблей, спешивших на помощь. Сражаться с ними на равных французы не могли. Однако Жан Барт и тут не растерялся. Он велел поджечь четыре захваченных корабля, посадил на пятый их экипажи числом до 1200 человек, заклепал на этом корабле пушки и залил водой порох. Капитанов Барт оставил у себя заложниками, а фрегат отпустил с условием, что голландцы приведут его в Дюнкерк. Напоследок он поджег 30 купеческих кораблей. В последовавшем затем коротком состязании он выиграл у неприятеля ветер и оторвался от погони. С 15 богато нагруженными купеческими судами Жан Барт вошел в Дюнкерк. Барт до того напугал голландцев, что их суда уже почти совсем перестали выходить в море, особенно туда, где могли встретиться с Жаном Бартом. Раньше ежегодно из голландских портов выходило по 500-600 кораблей на лов сельди. После того как в водах стал хозяйничать Жан Барт, их число сократилось до сорока. Имя Жана Барта наводило страх на все Соединенные провинции. Если кто-нибудь решался пошутить: "Вот Жан Барт!" - то все мгновенно скрывались, а потом даже могли побить шутника.
   Подписание Рисвикского мира привело всех корсаров в уныние. Не стал исключением и Жан Барт. К тому времени он уже находился в преклонном возрасте, бывалый корсар оставил море и поселился в родном Дюнкерке. Женат он был дважды, и хотя на берег сходил нечасто, сумел обзавестись 13 сыновьями и дочерьми. В начале весны 1702 года Жан Барт сильно простудился, у него начались озноб, кашель, бред. Диагноз оказался неутешительным - воспаление легких. Вылечить эту болезнь в то время было очень сложно. 20 апреля 1702 года Жан Барт умер. Это известие потрясло всех жителей Дюнкерка и самого короля. Людовик XIV, узнав о бедственном положении вдовы покойного, распорядился выплачивать ей ежегодный пенсион в 2 тысячи ливров.
 

   По материалам: http://www.randewy.ru/.

На главную ║ Назад    Известные пираты

Рейтинг@Mail.ru