Elite-Home

Карл Теодор Ясперс

На главную ║ Назад    Великие философы

Карл Теодор Ясперс (Karl Theodor Jaspers)

 

   Ясперс - немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма. Карл Теодор Ясперс родился 23 февраля 1883 года в Ольденбурге (Германия), изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском университетах. В 1909 году получил право заниматься медицинской практикой. В 1909-1915 гг. работал ассистентом врача в университетской психиатрической клинике. В 1916 году был назначен ассистентом по психологии, в 1920 году ассистентом по философии, а в 1921 году профессором философии Гейдельбергского университета. Брак с еврейкой в 1910 году и политические убеждения привели к его отстранению при национал-социалистах от всех административных обязанностей в 1933 году и от преподавательской деятельности в 1937 году. В 1938 году была запрещена публикация трудов философа.
   Ясперс остался в Гейдельберге и много времени посвятил изучению Библии. После войны (1945) был восстановлен в должности, открыто высказывал в университете свои взгляды по таким вопросам, как вина немцев и угроза ядерной войны. Известны радиовыступления по проблемам политики, а также на философские темы. Пытался провести идею денацификации университетов. В 1949 году стал профессором философии Базельского университета (Швейцария), в 1961 году отказался от преподавания и посвятил себя науке и публицистике.
   Умер Ясперс в Базеле 26 февраля 1969 года.
   Ясперс оказал решающее влияние на экзистенциализм 20 века. Он стремился соединить идеи Кьеркегора и Ницше с традицией академической философии, не принимая, однако, ни «фанатизма» Кьеркегора, ни «исступления» Ницше, ни «индифферентного мышления» университетских профессоров. В поздних работах он все же предпочитал говорить о «философии разума» или «мировой философии», а не о «философии существования». С точки зрения Ясперса, важной предпосылкой философствования являются естественнонаучные знания, хотя сама философия выходит за границы доступного науке. Лишь когда мы продвигаем научное знание до его пределов, перед нами открываются новые горизонты. Истина в философии носит отчетливо выраженный личностный характер, это не сумма догм, но деятельность – открытая и всегда незавершенная, она постигается верой и передается другим людям через обращение к их существованию как свободных личностей (экзистенции). Философия воспринимается – в особой межличностной коммуникации – только теми людьми, все бытие которых преобразовано верой. Однако вера эта не религиозная, а философская, поскольку носит личностный характер и не опирается на авторитет. Хотя Ясперс ценил то, что он называл «религией Библии», он не мог согласиться с притязаниями христианства на обладание абсолютной и единственной истиной и строго различал веру (верование) и знание; боговоплощение и искупление в качестве догматов казались ему несовместимыми с человеческой свободой и ответственностью. Мы достигаем философской веры, принимая нашу конкретную историческую ситуацию с ее ограничениями и задачами, признавая в определенные существенно важные моменты существование безусловного долженствования и обнаруживая себя в тех «предельных ситуациях» (Grenz-situationen) страдания, вины и смерти, в которых на карту поставлено все наше Я. В этих случаях мы встречаемся с Трансцендентным, или Богом («Единым»). Бог не может быть познан и описан как некий объект, он познаваем и может быть описан только с помощью мифа и символа («шифра») или через рассуждения, не выдерживающие критики как логические конструкции, но указывающие на то, что выходит за пределы передаваемого ими содержания.

   Источник: http://www.krugosvet.ru/.
 

На главную ║ Назад    Великие философы

Рейтинг@Mail.ru