Аль-Фараби - великий ученый-философ, астроном, математик, медик
средневекового Востока. Аль-Фараби (полное имя Абу Наср Мухаммед ибн
Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки) родился в городе
Фарабе на Сыр-Дарье при впадении в нее реки Арысь в 870 г. Он происходит
из семьи знатного тюркского военачальника, что явствует из термина
"тархан". Бассейн Сыр-Дарьи сыграл в истории своего региона такую же
роль как Нил для Египта, Тигр и Ефрат для Месопотамии. Позже Фараб стал
именоваться Отраром, развалины которого находятся на территории
Отрарского района Южно-Казахстанской области. Об Отраре имеются сведения
в китайских источниках и у Птолемея. В IX-X вв., по описанию
современников, это был крупный центр, важнейший пограничный и узловой
пункт караванных дорог мировой торговли того времени, в котором
связывались кочевая степь и оседлое население. Широко известен факт
разрушения монголами города в 1218 году, вошедший в историю как
"Отрарская катастрофа". Здесь же в феврале 1405 году умер Тимур. Но на
карте культурного развития Отрар отмечен как родина целой плеяды
выдающихся ученых, поэтов, мыслителей, среди которых по праву выделяется
Абу Наср аль-Фараби как величина мирового масштаба.
Крупнейшие историки культуры и науки отмечали величие и уникальность
фигуры Фараби. Астрономия, логика, теория музыки и математика,
социология и этика, медицина и психология, философия и право - таков
перечень его интересов. Видимо, еще в молодые годы Фараби покинул родной
город и практически побывал во всех городах, связанных с исламом и
арабским халифатом, в Бухаре, Мерве, Хорране, Александрии, Каире,
Дамаске, Багдаде. Многие годы жизни он провел в Багдаде, явившимся
политическим и культурным центром арабского халифата. Здесь он
основательно пополняет свои знания, изучая труды деятелей "Бейт
аль-хикма", переводчиков греческих авторов, входит в контакт с видными
учеными и по истечении определенного времени занимает первенствующее
место среди них благодаря нравственной высоте и силе мысли. Именно здесь
ему был присвоен титул "Муаллим ассана" - Второй учитель. Звание
"второго" подразумевало наличие "первого", под которым имелся в виду
Аристотель.
И действительно, их многое сближает: широта и разносторонность научных
интересов, стремление философски понять бытие и место человека в нем,
близость к "общепринятому мнению", к практической житейской мудрости
народа. Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики, которую
впервые разработал великий греческий предшественник. Необычность и
смелость его философских воззрений входила в определенное противоречие с
общественным мнением, неспособным к полному восприятию греческой
философии и науки. А прямые нападки на некоторые предрассудки эпохи
заставили многих людей подозревать его в ереси и отходе от религии. На
самом деле он проявлял исключительную независимость в своем мышлении и
последовательно отстаивал свои убеждений.
Зависть и неприязнь заставили его покинуть Багдад. Последние годы своей
жизни он провел в Алеппо и Дамаске, пользуясь покровительством Сайф
ад-Давля Хамдани, но предпочитал жить вдали от дворцовой суеты,
довольствуясь скромным жалованием в четыре дирхема. В Дамаске в возрасте
80 лет он умер и был похоронен за так называемыми Малыми воротами.
Творческое наследие ал-Фараби очень богато. Считается, что он является
автором от 80 до 160 трудов. Книги его пользовались большой
популярностью в городах Востока (комментарий ал-Фараби к Метафизике
Аристотеля помог Ибн Сине постичь мудрость книги Стагирита). В 12–13 вв.
многие трактаты ал-Фараби были переведены на древнееврейский и латинский
языки. Фараби считают одним их великих арабских философов; он был
прозван «Вторым учителем» (первым считался Аристотель).
Тематика трудов ал-Фараби весьма обширна. Прежде всего его интересовали
теоретические основания различных наук, их философский смысл.
Комментаторская работа ал-Фараби охватывала почти все логические
сочинения Аристотеля, его Этику, Риторику, Поэтику, Метафизику, а также
труды Птолемея, Александра Афродизийского, Евклида, Порфирия. Часто это
были не просто пояснения к античным текстам, а парафразы, позволявшие их
автору выражать собственные идеи как бы «от имени» авторитетного
античного ученого. Большую же часть трудов ал-Фараби составляют его
оригинальные сочинения, посвященные проблемам метафизики, анализу
законов и категорий бытия, познавательной деятельности человека, логике,
пониманию сущности разума, свойств физического мира, определению
философского содержания практических наук. Значительное место в наследии
ал-Фараби занимают труды, посвященные социально-политическим вопросам,
таким, как государственное устройство и управление, этика, педагогика
(Гражданская политика, Трактат о достижении счастья, Афоризмы
государственного человека, Трактат о взглядах жителей добродетельного
города и др.).
Одним из важных аспектов творчества ал-Фараби является его
историко-философский анализ античного наследия. Особый интерес
представляет сопоставление учений Платона и Аристотеля, которым он хотел
подчеркнуть не их различие, а скорее сходство, общность стремления к
истине, познаваемой с разных сторон.
Ал-Фараби был первым из восточных перипатетиков, кто в комментариях к
сочинениям Аристотеля по логике, диалектике, риторике, поэтике и в
других трактатах отстаивал идею превосходства философского
(аподейктического) знания над другими видами знания. Религиозное знание,
основывающееся на риторике и поэзии (на внушении и образности), - знание
самое примитивное, рассчитанное на неразвитое сознание простого народа.
Философия, опирающаяся на рациональное доказательство, на логику, ближе
всего подходит к познанию истины, сущности бытия и открывает разумному,
близкому к деятельному разуму человеку путь к счастью, делает его душу
бессмертной. Это же обстоятельство говорит в пользу того, что управление
обществом, государством должен осуществлять правитель-философ, - тогда
это государство становится «добродетельным городом», население которого,
в отличие от обитателей «порочных городов», живет по закону
справедливости, когда каждый выполняет свою отведенную ему в системе
иерархии функцию, что и делает и общество и людей счастливыми. Одна из
главных практических задач философа и просвещенного правителя состоит в
создании наряду с философией как элитарным, «эзотерическим» знанием
знания «экзотерического», воплощенного в «истинной религии»,
перелагающей единую постигнутую философией истину на доступный простому
народу язык символов, образов.
Картина государственного устройства аналогична общей картине
мироустройства, рисуемой ал-Фараби. Предельным основанием бытия мира
является Первоначало, Единое. Это первая причина, порождающая мир,
который в возможности уже содержится в Первоначале и через процесс
эманации выявляется, развертывается, начиная с Мирового разума, Мировой
души, первой материи и т.д. и кончая миром вещей. В свою очередь, мир
вещей, начиная с неживой природы, минералов, через эволюционные ступени
(растения, животные) достигает вершины развития - человека с его
разумной душой. Арабоязычные перипатетики, высшим авторитетом для
которых оставался Аристотель, восприняли переведенные на арабский язык
выдержки из Эннеад Плотина, известные под названием Теология Аристотеля,
как аутентичное сочинение Стагирита. Изложенное в нем эманационное
учение они пытались совместить с перипатетизмом, чтобы создать цельную
теорию о едином первоначале, совечном ему (как возможность) мире и
творении реального мира, который становится необходимым в результате
реализации возможности. В учении ал-Фараби Бог (Первоначало) и мир
неразрывно связаны. В трактате Жемчужина премудрости ал-Фараби
утверждает, что Бог есть такая же сущность, как и мир, но воплощающая
единство; мир же является такой же сущностью, как и Бог, но выражен в
множестве. Необходимо сущее первоначало - это вселенная в форме
единства.
Существенным пунктом учения ал-Фараби является концепция души и разума,
которая неоднократно подчеркивает единство души и тела, невозможность
существования души без тела. В то же время, отмечая специфику разума как
особой нетелесной, нематериальной сущности, ал-Фараби полагал, что разум
человека в результате совершенствования, в результате непрестанных
усилий человека может освободиться от власти тела и избежать тлена:
«Человеческая душа поднимается до такого совершенства бытия, что она
больше не нуждается для своего существования в материи... она
соединяется с субстанциями, отделенными от материи, и существует таким
образом вечно».
Рукописи Фараби рассыпаны по многим библиотекам мира. Столь же
многочисленен отряд ученых, занятых изучением наследия Фараби. Свою
лепту в фарабиеведение вносят отечественные ученые, предпринявшие шаги
по изданию трудов Фараби на русском и казахском языках и изучению
различных аспектов его поистине энциклопедического наследия. В 1975 году
в широком международном масштабе в Москве, Алматы и Багдаде отмечался
юбилей 1100-летия со дня рождения Абу Насра. Именем Фараби названы
пединститут в г. Чимкенте, головной университет республики, один из
проспектов в г. Алматы. В 1991 году по инициативе ректора АГУ им. Абая
профессора Т. С. Садыкова были проведены первые фарабиевские чтения в
Алматы и Чимкенте, в рамках казахско-американского культурного
практикума в связи с наследием Фараби обсуждались проблемы
взаимодействия культур.
9-10 декабря 1994 года в стенах Казахского Государственного Национального
университета имени аль-Фараби была проведена Международная
научно-теоретическая конференция "Аль-Фараби в развитии культуры и науки
народов Востока". |