Elite-Home

Эмпедокл Акрагантский

На главную ║ Назад    Великие философы

Эмпедокл Акрагантский (Empedocles)

 

   Эмпедокл - древнегреческий философ, врач, политический деятель, глава партии демократов. Эмпедокл Акрагантский - родился в городе Акраганте на Сицилии. Детали биографии, сообщаемые в истории философии Диогена Лаэртия представляют собой, преимущественно, античные легенды. Большая часть информации черпается из его собственных сочинений - поэм "О природе и Очищения", известных по фрагментам. Аристократ по рождению, в политике Эмпедокл был сторонником демократии, был известен как врач. В философии сочетал элементы ионийской натурфилософии (О природе) с орфико-пифагорейским учением о душе (Очищения).
   Как мыслитель Эмпедокл испытал влияние предшествующей натурфилософской традиции (Милетская школа), пифагорейской философии и математики, а также религиозных культов. Его плюралистическая система первоначал, с постулированием четырех основных элементарных форм материи, явилась философским ответом на критику монистических космогоний со стороны Парменида, как и все позднейшие системы подобного типа. Она была призвана прежде всего объяснить наблюдаемое разнообразие и подвижность природы (вопреки тезису Парменида о едином неподвижном бытии).
   В учении Эмпедокла в качестве начал космоса были названы четыре традиционные стихии ионийской физики - огонь, воздух, вода и земля, именуемые им «корнями всех вещей». Эти начала вечны и неизменны, все же изменения видимого мира происходят благодаря их сочетанию друг с другом под воздействием двух фундаментальных сил притяжения (Любви, «Филии») и отталкивания (Вражды, «Нейкос»). Таким образом, как и Парменид, Эмпедокл полагал, что переход из небытия к бытию (и обратно) невозможен, «рождение» и «гибель» – лишь неточные имена, за которыми стоит механистическое «соединение» и «разъединение» вечных элементов. Для обозначения элементов, как и движущих космических сил, у Эмпедокла используется мифологический язык: огонь - Зевс, воздух - Айдоней, вода - Нестида, земля - Гера.

   В космогонии Эмпедокл был сторонником теории циклов, в которых сменяется то господство «любви», то господство «вражды». Отдельный космогонический цикл имеет 4 фазы: 1. эпоха «любви» - все элементы слиты воедино, образуя однородный неподвижный «шар»; 2. «вражда» проникает в «шар» и вытесняет «любовь», разъединяя разнородные элементы и соединяя однородные; 3. «любовь» возвращается, постепенно соединяя разнородные элементы и разъединяя однородные; 4. фаза возникновения живых существ, в свою очередь, распадается на 4 ступени: 1) отдельные члены, неспособные соединиться в организм; 2) неудачные соединения членов - монстры; 3) бисексуальные существа, неспособные к половому размножению; 4) полноценные животные. Согласно этой теории происхождения видов, каждая новая ступень «вырастает из земли».
   Большое влияние на последующую греческую философию (особенно, на атомизм) оказала теория ощущений Эмпедокла: от воспринимаемого объекта непрерывно отделяются материальные «истечения», проникающие в «поры» органов чувств. Теория «пор и истечений» имела у него универсальный характер и объясняла также физические и физиологические процессы.
   Часть поэмы "О природе" была посвящена описанию сферы божественного. По Эмпедоклу, бог не доступен чувственному познанию, его можно лишь созерцать умом; облик бога не антропоморфен, он есть «дух, святой и несказанный, обегающий весь космос быстрыми мыслями».
   В поэме "Очищения" Эмпедокл повествует о судьбе живых существ, излагает учение о грехопадении души, ее перевоплощении в тела растений, животных и людей как наказании и освобождении от «круга рождений» после очищения от скверны. Сущность, которая участвует в круге перерождений, – не душа (как у пифагорейцев и Платона), а «демон» (божество). Сам Эмпедокл сообщает, что был раньше мужчиной и женщиной, рыбой, птицей, зверем. По легенде, он окончил жизнь, бросившись в жерло вулкана Этна.
   Источник: http://www.krugosvet.ru/.
 

На главную ║ Назад    Великие философы

Рейтинг@Mail.ru