Эмпедокл - древнегреческий философ, врач, политический деятель, глава
партии демократов. Эмпедокл Акрагантский - родился в городе Акраганте на
Сицилии. Детали биографии, сообщаемые в истории философии Диогена
Лаэртия представляют собой, преимущественно, античные легенды. Большая
часть информации черпается из его собственных сочинений - поэм "О
природе и Очищения", известных по фрагментам. Аристократ по рождению, в
политике Эмпедокл был сторонником демократии, был известен как врач. В
философии сочетал элементы ионийской натурфилософии (О природе) с
орфико-пифагорейским учением о душе (Очищения).
Как мыслитель Эмпедокл испытал влияние предшествующей натурфилософской
традиции (Милетская школа), пифагорейской философии и математики, а
также религиозных культов. Его плюралистическая система первоначал, с
постулированием четырех основных элементарных форм материи, явилась
философским ответом на критику монистических космогоний со стороны
Парменида, как и все позднейшие системы подобного типа. Она была
призвана прежде всего объяснить наблюдаемое разнообразие и подвижность
природы (вопреки тезису Парменида о едином неподвижном бытии).
В учении Эмпедокла в качестве начал космоса были названы четыре
традиционные стихии ионийской физики - огонь, воздух, вода и земля,
именуемые им «корнями всех вещей». Эти начала вечны и неизменны, все же
изменения видимого мира происходят благодаря их сочетанию друг с другом
под воздействием двух фундаментальных сил притяжения (Любви, «Филии») и
отталкивания (Вражды, «Нейкос»). Таким образом, как и Парменид, Эмпедокл
полагал, что переход из небытия к бытию (и обратно) невозможен,
«рождение» и «гибель» – лишь неточные имена, за которыми стоит
механистическое «соединение» и «разъединение» вечных элементов. Для
обозначения элементов, как и движущих космических сил, у Эмпедокла
используется мифологический язык: огонь - Зевс, воздух - Айдоней, вода -
Нестида, земля - Гера.
В космогонии Эмпедокл был сторонником теории циклов, в которых сменяется
то господство «любви», то господство «вражды». Отдельный космогонический
цикл имеет 4 фазы: 1. эпоха «любви» - все элементы слиты воедино,
образуя однородный неподвижный «шар»; 2. «вражда» проникает в «шар» и
вытесняет «любовь», разъединяя разнородные элементы и соединяя
однородные; 3. «любовь» возвращается, постепенно соединяя разнородные
элементы и разъединяя однородные; 4. фаза возникновения живых существ, в
свою очередь, распадается на 4 ступени: 1) отдельные члены, неспособные
соединиться в организм; 2) неудачные соединения членов - монстры; 3)
бисексуальные существа, неспособные к половому размножению; 4)
полноценные животные. Согласно этой теории происхождения видов, каждая
новая ступень «вырастает из земли».
Большое влияние на последующую греческую философию (особенно, на
атомизм) оказала теория ощущений Эмпедокла: от воспринимаемого объекта
непрерывно отделяются материальные «истечения», проникающие в «поры»
органов чувств. Теория «пор и истечений» имела у него универсальный
характер и объясняла также физические и физиологические процессы.
Часть поэмы "О природе" была посвящена описанию сферы божественного. По
Эмпедоклу, бог не доступен чувственному познанию, его можно лишь
созерцать умом; облик бога не антропоморфен, он есть «дух, святой и
несказанный, обегающий весь космос быстрыми мыслями».
В поэме "Очищения" Эмпедокл повествует о судьбе живых существ, излагает
учение о грехопадении души, ее перевоплощении в тела растений, животных
и людей как наказании и освобождении от «круга рождений» после очищения
от скверны. Сущность, которая участвует в круге перерождений, – не душа
(как у пифагорейцев и Платона), а «демон» (божество). Сам Эмпедокл
сообщает, что был раньше мужчиной и женщиной, рыбой, птицей, зверем. По
легенде, он окончил жизнь, бросившись в жерло вулкана Этна. |