Шпенглер - немецкий философ и историк, один из основоположников
современной философии культуры, публицист. Освальд Шпенглер родился 29
мая 1880 года в небольшом провинциальном городке Бланкенбурге у подножия
гор (Гарц, нынешняя земля Саксония-Ангальт) в семье почтового чиновника.
Он был старшим из четырех детей и единственным мальчиком. Образование
получил в Мюнхенском и Берлинском университетах. Изучал философию,
историю, математику и искусство. В 1904 году получил докторскую степень.
Сначала работал учителем в Гамбурге, а затем преподавал математику в
Мюнхенском университете. В 1918 году был опубликован первый том
известного труда Шпенглера «Закат западного мира». В нем автор
предсказывал гибель западноевропейской и американской цивилизаций,
представляя историю как калейдоскоп из восьми «органических»
культурно-исторических типов: египетской, индийской, вавилонской,
китайской, греко-римской, магической (византийско-арабской),
западноевропейской и культуры майя. Девятая - культура будущего,
русско-сибирская. Приводя разнообразные исторические данные, Шпенглер
старался доказать два основных тезиса: Первый рассматривал все культуры
как организмы, следующие одинаковой схеме развития и гибели в рамках
одного и того же исторического цикла. Все они проходят через стадии
пред-культуры, культуры и цивилизации и отмечены кризисами одного и того
же типа и аналогичными событиями и фигурами. Так, Александр играет ту же
роль в античной культуре, что и Наполеон в западной, так же соотносятся
Пифагор и Лютер, Аристотель и Кант, стоики и социалисты. В соответствии
со вторым тезисом, каждая культура обладает своей уникальной «душой»,
выраженной в искусстве, мышлении и деятельности. Среди других
значительных работ Шпенглера – «Человек и техника» (1931), «Годы
решений» (1933).
После прихода к власти нацистов, и изъятия некоторых работ Шпенглера, он
вел тихую и уединенную жизнь. Умер Шпенглер в Мюнхене 8 мая 1936 года.
Первое, и главное, произведение Шпенглера, "Закат Европы", имело
сенсационный успех, однако этому успеху, сделавшему философа на многие
годы властителем дум читающей публики, отнюдь не сопутствовало широкое
признание в мировой научной и общественной мысли - как при жизни автора,
так и в последующие годы. И если книга Шпенглера была восторженно
встречена не только широкими читательскими кругами, но и, в частности,
молодежью германских университетов, жаждущей новых путей в науке, то
профессура выступила против автора как "развратителя молодежи", вменяя
ему в вину подрыв понятий эволюции, прогресса, абсолютных ценностей,
неизменных рациональных опор науки. Ярким примером здесь может служить
книга (по сути - уничижительный памфлет) известного представителя
логического позитивизма, австрийского ученого Отто Нейрата
"Анти-Шпенглер" (1925), обращенная прежде всего к молодежи.
Истекшее время подтвердило первостепенное значение многих из тех
вопросов, которые Шпенглер поставил во главу угла своего творчества. В
книге, написанной как блестящее развернутое эссе, нисколько не
"наукообразной", - которая скорее сама воспринималась как миф, стройный,
с неисчерпаемым богатством образов, - были по сути выстроены ряды
проблем, которые позже, в различные периоды позволяли видеть в Шпенглере
страстного выразителя попеременно то одного, то другого круга жизненно
важных забот современного мира. Так, прежде всего "Закат Европы" стал
олицетворением драмы жизни и гибели западноевропейской культуры. В то
время эта идея воспринималась отнюдь не метафорически. И напротив, в
эпохи относительно стабильной политической жизни Европы, при
возрастающем интересе науки к древним цивилизациям Ближнего Востока,
Азии, Африки, американского континента, шпенглеровская теория
эквивалентных культур была способна стимулировать этот поиск. В такие
периоды идеологические пристрастия Шпенглера, публициста
консервативно-националистического направления, как бы оттеснялись на
задний план, уступали место другой стороне шпенглеровской философии:
тенденции к универсализму, к утверждению равной ценности за высокими
культурами, его поистине беспредельному интересу к историческому
формотворчеству народов мира. Тяготение к универсальному подходу
запечатлелось в его морфологии культуры. В этом отношении в "Закате
Европы" как бы предвосхищено то значение, которое в дальнейшем в
исторической науке обрели сравнительно-типологическое изучение,
сравнительная лингвистика, компаративистика, этнопсихология,
религиоведение, историческая психология и т.д. Однако догадки Шпенглера
касались не только исторических дисциплин. Шпенглер спрогнозировал
многие явления в современной науке; ряд его идей оказался созвучным
тезисам, выдвинутым возникшей в 60-70-е годы исторической школой в
науковедении, представленной работами Т. Куна, П. Фейерабенда, К.
Хюбнера.
И наконец, надо выделить то, что можно назвать главной, самой общей
философской формулой "Заката Европы", - взаимодействие многовековой,
убывающей исторической культуры с технобюрократической цивилизацией,
предельно обострившийся конфликт между ними; исход его Шпенглер видит
трагическим для культуры. Эта четко и страстно выраженная Шпенглером
дилемма в дальнейшем постоянно присутствует в западной философии.
Тем не менее на определенном этапе - начинающегося упадка культуры -
культура и цивилизация сосуществуют. При всей их антагонистичности, по
Шпенглеру, наступление эпохи цивилизации - момент органический, момент,
несмотря на превращенность форм, продолжения жизни. Происходит
последовательное неизбежное обеднение жизненных содержаний эпохи
культуры, их упрощение, омассовление, демократизация. Это не просто
последняя стадия существования культуры, но и новая жизнь, с собственным
содержанием, во всякую эпоху охватывающая по меньшей мере два столетия.
Конец нынешней, "фаустовской" эпохе, тысячелетию западноевропейской
культуры, по убеждению Шпенглера, будет положен катастрофами -
следствием экологических результатов развития технической цивилизации -
и войнами с использованием новейшей "американо-западноевропейской"
техники. |