Шопенгауэр - немецкий философ, один из самых известных мыслителей
иррационализма. Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в Данциге
(Пруссия, ныне Гданьск, Польша). Получил среднее образование в частной
школе в Гамбурге, впоследствии учился в гимназии в Готе, брал уроки по
древним языкам в Веймаре. Благодаря отцу был знаком с жизнью многих
европейских стран, знал несколько языков. Родители предназначали его к
карьере коммерсанта, однако Шопенгауэр всегда стремился к
интеллектуальным занятиям. По достижении совершеннолетия он получил
наследство, позволившее ему продолжить обучение в Гёттингене (вначале он
изучал медицину, однако затем занялся философией) и Берлине (где слушал
Фихте и Шлейермахера) и получить степень доктора в Йенском университете
(1813). Зиму 1813 года Шопенгауэр жил в Веймаре, где недолгое время был
связан с Гёте и встречался с посетителями салона, устроенного его
матерью, - Виландом, Шлегелем, братьями Гримм и другими знаменитыми
людьми, в том числе с ориенталистом Ф. Майером, который ввел его в курс
индийской философско-религиозной мысли. Последующие годы он провел,
сочиняя философские произведения и переезжая с места на место.
В 1820-1831 гг. эпизодически и без особого успеха преподавал в
Берлинском университете в должности приват-доцента, пытался заниматься
переводами. Впрочем, его предложения перевести Юма на немецкий язык, а
Канта на английский не нашли отклика у издателей. В 1833 году
обосновался во Франкфурте-на-Майне, где жил в уединении до самой смерти
21 сентября 1860 года. В последние десять лет жизни Шопенгауэр наконец
получил признание, на которое тщетно уповал все предшествующие годы.
Докторская диссертация Четвероякий корень принципа достаточного
основания ( ber die vierfache Wurzel des Satzes vom zureichenden Grunde
, 1813, второе издание 1847) заложила предпосылки главной его работы -
Мир как воля и представление (Die Welt als Wille und Vorstellung , 1819,
второе издание 1844, третье - 1859), первая и третья книги которой
посвящены миру как идее, а вторая и четвертая - миру как воле.
Критически оценивая некоторые идеи Канта, Шопенгауэр воспринял многие
взгляды великого мыслителя, в частности кантовскую теорию пространства и
времени как априорных субъективных форм чувственности и причинности как
категории рассудка. Согласно Шопенгауэру, истина в том, что мир - это
воля, а именно воля к жизни и ее продолжению. Кант утверждал, что
последняя реальность (noumenon, вещь в себе) непознаваема; Шопенгауэр
настаивал, что наше знание о ней является непосредственным: она есть не
что иное, как наша собственная неутолимая и мучительная воля, или
желание. Эта воля, существование которой мы осознаем непосредственно
внутри себя, также одушевляет всю природу. Мы не только чувствуем волю в
себе самих, но и воспринимаем ее в объективации, т.е. как развернутую во
времени и пространстве. В неорганическом мире воля проявляется в
конфликте природных стихий. Она восходит от растений и животных к
человеку по все более высоким ступеням объективации и определяется
множеством все более специфичных законов. Каждый организм приближается к
идеям (в платоновском смысле), отражением которых он является, и чем он
ближе к идеальному образцу, тем прекраснее.
Царство платоновских идей представляет собой высшую объективацию воли. В
отличие от феноменального мира, здесь нет времени, пространства,
изменения. Вечные и бесстрастные идеи, составляющие сущность изменчивых
явлений и познаваемые только в созерцании, становятся темой всего
изобразительного искусства. Следующей ступенью является поэзия. Музыка
же не является отражением идей, скорее она - отражение самой воли.
Эстетический опыт представляет собой незаинтересованное созерцание,
оставляющее в стороне все «почему», «по какой причине», «для чего».
Таким образом, искусство дает возможность временной передышки от
непрестанной борьбы и разочарований, присущих этому миру.
Буддисты, которыми Шопенгауэр восхищался, принимали мировое зло за нечто
само собой разумеющееся. Шопенгауэр искал для своего пессимизма
логическое оправдание. Человеческие желания, настаивал он, бесконечны, и
удовлетворить их невозможно. На место удовлетворенного желания заступают
десять других, и даже если бы все желания были удовлетворены,
результатом была бы лишь скука. При этом Шопенгауэр замечает, что цели
часто достигают после долгих лет борьбы, а удовлетворение длится краткий
миг. Боль, говорил философ, позитивна, удовольствие негативно, это всего
лишь временное облегчение. Иначе говоря, наш мир – наихудший из всех
возможных миров, и если бы он был еще хуже, никто не захотел бы в нем
жить.
От борьбы и боли можно спастись тремя способами. Первый - созерцание
произведений творческого гения, в которых отражаются вечные идеи. Этот
путь приносит временное облегчение. Второй - моральная жизнь,
уменьшающая страдание, поскольку главной добродетелью является
сострадание, т.е. отождествление собственной страдающей воли с той, что
присуща другим людям и животным. Полнота спасения достигается, однако,
лишь через отрицание воли, отказ от самости и желаний - через
бесстрастную аскетическую жизнь.
Философия Шопенгауэра оказала значительное влияние на развитие немецкой
и мировой философии. Последователями мыслителя были Р.Вагнер, Э.Гартман,
Ф.Ницше, П.Дёйсен и др. |