Шеллинг - знаменитый немецкий философ, выдающийся представитель
идеализма в новой философии. Фридрих Вильгельм Шеллинг родился 27 января
1775 года в Леонберге, близ Штутгарта. Отец Шеллинга был лингвистом,
теологом и видным деятелем протестантской церкви в Вюртемберге. Все это
предопределило интересы и увлечения сына. В 1785 Фридрих, получив
начальное образование, поступает в латинскую школу в Нюртенгене, через
год переводится в семинарию в Бебенхаузене, а осенью 1790 года
начинается его пятилетнее обучение в теологическом институте в
Тюбингене, где он завязывает дружеские отношения с Гегелем и
Гельдерлином. В 1792 году Шеллинг защищает магистерскую диссертацию об
истолковании библейского мифа о грехопадении. В 1793 году он встречается
с Фихте и попадает под влияние его идей.
Фридрих Шеллинг осваивает идеи наукоучения Фихте и публикует ряд работ,
выдержанных в фихтеанском духе: «О возможности формы философии вообще»
(1794), «Я как принцип философии» (1795), «Письма о догматизме и
критицизме» (1795). Правда, уже в последней работе обнаруживается ряд
тенденций, из которых впоследствии выросла оригинальная философия
Шеллинга. В ней чувствуется интерес автора к Спинозе, и позже Шеллинг
говорил, что видит свою заслугу в соединении «реалистического» учения о
природе Спинозы с динамичным идеализмом Фихте. Процесс создания
Шеллингом собственной системы активизировался в 1797 году, когда вышли в
свет «Идеи к философии природы». За «Идеями» последовали работы «О
мировой душе» (1798), «Первый набросок системы натурфилософии» (1799),
«Введение к наброску системы натурфилософии» (1799) и «Всеобщая дедукция
динамического процесса» (1800). Одновременно Шеллинг работает над
уточненным вариантом фихтевского наукоучения - «трансцендентальной
философией».
Став в 1798 году по рекомендации Фихте, Шиллера и Гете профессором
Йенского университета, он читает курсы по трансцендентальной философии,
а в 1800 году публикует знаменитую «Систему трансцендентального
идеализма». В этот период происходят важные изменения в личной жизни
Шеллинга. После переезда в Йену он входит в кружок йенских романтиков,
общается с братьями Шлегелями и Новалисом. Дружба с женой А. В. Шлегеля
Каролиной - «музой» йенских романтиков - переходит в любовь и после
разрыва с Шлегелем, покинув Йену, Шеллинг и Каролина венчаются в 1803
году. В 1803-1806 гг. супруги живут в Вюрцбурге, а потом перебираются в
Мюнхен, где Фридрих Шеллинг получает место в Баварской академии наук, а
в 1808 становится генеральным секретарем Академии художеств, организует
впоследствии ряд интересных выставок и занимает эту должность до 1823
года. В последние годы пребывания в Йене Шеллинг вместе с Гегелем
издавал «Критический философский журнал», пришедший на смену
шеллинговского «Журнала умозрительной физики». В этом «Журнале» в 1801
году появилась работа, обозначившая поворот в философском творчестве
Шеллинга (а он пробовал себя и в художественной литературе: в 1799 году
написал вольнодумную поэму: «Эпикурейские воззрения Гейнца Упрямца»,
стихи под псевдонимом Бонавентура; раньше Шеллингу приписывали и роман
«Ночные бдения» Бонавентуры, но его авторство сомнительно): «Изложение
моей философской системы». Здесь Шеллинг начинает решительный отход от
Фихте и презентует систему абсолютного тождества (подвергнутую в 1807
году резкой критике Гегелем), учение об абсолюте, очищенное от лишних
элементов, мешавших его полному развертыванию в прежних работах.
Шеллинг доказывает, что различие субъекта и объекта, идеального и
реального существует только «в явлении», в единичном, тогда как «в себе»
они тождественны. Фридрих говорил, что «Изложение» открывает ряд
публикаций по «идеальной философии». Но он предпринимал попытки
переработать в свете новой концепции и свои натурфилософские идеи,
философию искусства и т. д. Учение об абсолюте получает развитие в
диалоге «Бруно» (1802), двух частях «Дальнейшего изложения моей
философской системы» (1802), «Философии и религии» (1804) и «Философских
исследованиях о сущности человеческой свободы». Этот трактат, вышедший в
1809 качестве первого тома его «Философских сочинений», стал последней
значительной работой, опубликованной самим Шеллингом. Осенью того же
года неожиданно умирает Каролина.
Немного оправившись от потрясения, Фридрих Шеллинг читает в 1810
популярный курс по своей философии - так называемые «Штутгартские
приватные лекции». Тогда же Шеллинг начинает работу над «Мировыми
эпохами», продолжавшуюся несколько лет. Работа над «Мировыми эпохами», в
которых идет речь о самооткровении Бога, совпала с новым поворотом его
жизни. В 1812 году он женится на Паулине Готтер и вскоре становится
отцом большого семейства. Продолжая интенсивно работать, Шеллинг
постепенно приходит к выводу о необходимости дополнения своей прежней
философии «позитивной частью», в состав которой должны входить философия
мифологии и философия откровения.
В 1821 году в Эрлангене Шеллинг читает курс «Философии мифологии» и
готовит к публикации одноименную работу. В 1826 году он получает
приглашение на профессуру в новообразованном университете в Мюнхене, а в
1827 году становится президентом Баварской академии наук. В том же году
он начинает чтение лекций в университете Мюнхена курсом по «Истории
новой философии» и продолжает «Мировыми эпохами», «Философией мифологии»
и «Философией Откровения». В 1830-е годы Шеллинг регулярно читает
«Философию мифологии», «Философию Откровения» и «Систему позитивной
философии» (с зимнего семестра 1832 года). В 1840 Фридриха Шеллинга
приглашают в Берлин. Среди слушателей знаменитого курса по «Философии
откровения» 1841 года были М. Бакунин, С. Кьеркегор, Ф. Энгельс. Чтение
курсов по философии мифологии и философии откровения Шеллинг продолжал
до 1845 года.
В последние годы жизни Фридрих Шеллинг возвращается к проблемам
«негативной» философии и готовит к изданию рукописи своих незавершенных
произведений. Скончался Шеллинг 20 августа 1854 года в Рагаце,
Швейцария. Вскоре после смерти Шеллинга его сын К. Ф. А. Шеллинг издал
собрание сочинений отца в 14 томах.
В «Системе трансцендентального идеализма» Шеллинг подчеркивает, что
натурфилософия - лишь одна из двух основных философских наук. Она
начинает с объективного, природы и обнаруживает в ней идеальное,
подходит к границам духа, а может и переступить их. Правда, впоследствии
он уточнял, что если натурфилософия переходит от природы к духу, то она
должна именоваться уже не натурфилософией, а «философией духа» или
идеальной философией. Всю систему можно по-прежнему называть
натурфилософией, но нельзя забывать, что это название дано только по ее
первой части. Так или иначе, но движение философской мысли можно
начинать не только с объекта, но и с субъекта — с тем, чтобы вывести из
него объект. Этот путь избирает трансцендентальная философия. Первой
истиной трансцендентальной философии является основоположение «Я есть Я»
или «Я существую». Оба этих тезиса выражают акт самосознания, в котором
Я делает самого себя объектом и отождествляет созерцающее себя Я с
созерцаемым Я. Созерцаемое Я есть Я как объект. Все объективное
ограничено. Чтобы ограничить самого себя, Я должно осуществлять
ограничивающую деятельность, и эта ограничивающая деятельность должна
ограничивать другую, «объективную» или «реальную» деятельность Я.
Значит, Я содержит в себе две противоположно направленные деятельности,
идеальную и реальную. Самосознание возможно только при их
сосуществовании. Но они не могут существовать без третьей деятельности,
соединяющей их и в то же время не дающей им уничтожить друг друга. Эта
третья деятельность и есть собственно акт самосознания. Но такое
подвижное равновесие противоположных деятельностей мыслимо только в виде
бесконечного прогресса. И Шеллинг действительно говорит, что
трансцендентальная философия, занимающаяся его реконструкцией, есть
«история самосознания». Ее направленность задается тем, что в предельном
случае созерцающее Я самосознания полностью тождественно созерцаемому Я.
Однако вначале этого тождества нет. Бесконечное Я обнаруживает себя
конечным, ограниченным, а значит пассивным или ощущающим нечто, не-Я.
Это первая эпоха самосознания. Дальнейшее движение постепенно раскрывает
это не-Я, или объект, как Я (чему соответствует дедукция различных
уровней организации материи, аналогичных тем, которые были выведены в
натурфилософии). Уже первая эпоха заканчивается продуктивным
созерцанием, т. е. пониманием Я факта своей активности в пассивном, на
первый взгляд, ощущении. Следующая эпоха самопостижения Я завершается
представлением им себя в виде рефлексии, т. е. чистой мысли. Третья
эпоха сводит Я к свободному акту воли. Это означает переход от
теоретической к практической философии. Свобода может существовать
только при условии наличия других субъектов, движение которых к
идеальной цели порождает человеческую историю. Но исторический процесс
обнаруживает себя как необходимость, противостоящую свободным решениям
Я. Чтобы, наконец, осознать себя как бесконечное Я, Я должно каким-то
образом помыслить тождество свободы и необходимости, сознательного и
бессознательного. И в этом ему помогает искусство.
Ранняя философия Фридриха Шеллинга сыграла ключевую роль в формировании
спекулятивного метода и базисных онтологических установок Г. В. Ф.
Гегеля и способствовала постепенному отходу И. Г. Фихте от
психологического идеализма. Многие идеи Шеллинга были восприняты
йенскими романтиками. Натурфилософия Шеллинга оказала определенное
воздействие на развитие естествознания в 19 веке, хотя некоторые ученые
решительно отвергали ее. Поздняя «позитивная» философия Шеллинга
повлияла на С. Кьеркегора. Правда, Кьеркегор считал, что Шеллинг так и
не сумел радикально перестроить свою систему. Тем не менее, учение о
существовании Шеллинга дает повод рассматривать его как предшественника
экзистенциализма 20 века. Шеллинг также оказал некоторое влияние на
протестантскую теологию двадцатого столетия. Большой интерес к Шеллингу
был и в России. В частности, Шеллинг повлиял на П. Я. Чаадаева,
славянофилов, а также на формирование религиозной философии В.
Соловьева. После определенного спада, в последние десятилетия интерес к
Шеллингу в научной среде опять возрос. |