Швейцер - немецкий теолог, философ, музыкант и врач, лауреат Нобелевской
премии мира 1952 года. Альберт Швейцер родился 14 января 1875 года в
Кайзерсберге (Верхний Эльзас, в те годы территория Германии) в семье
бедного лютеранского пастора. Детство провел в деревушке Гюнсбах в
долине Мюнстера (близ Кольмара), с раннего возраста учился игре на
органе, посещал реальное училище в Мюнстере, гимназию в Мюльхаузене. В
1883 году поступил в Страсбургский университет, где слушал лекции
В.Виндельбанда. По окончании университета защитил диссертации на
соискание степеней доктора философии (1899) и лиценциата теологии
(1900). Габилитационную (т.е. дающую право на преподавание) работу по
теологии защитил в 1902. Во время учебы регулярно наезжал в Париж, где
брал уроки игры на органе и фортепьяно. В Страсбурге много играл на
органе в церкви св. Вильгельма. Увлекался музыкой И.С.Баха и Р.Вагнера.
Играл на органах в Берлине, Париже и других европейских городах. В 1902
году был назначен помощником приходского пастора в Страсбурге, а в 1903
году возглавил фонд св. Фомы. Занимался преподавательской деятельностью,
читал лекции о Шопенгауэре, Гартмане, Зудермане, Гёте, Ницше и других
мыслителях. Опубликовал на французском языке труд И.С.Бах – музыкант и
поэт (J.S.Bach, musicien-poиte, 1905), в 1908 вышло переработанное и
расширенное издание на немецком языке под названием Иоганн Себастьян Бах
(Johann Sebastian Bach). Эта книга, а также История исследования жизни
Иисуса (Geschichte der Leben-Jesu-Forschuung, 2-е издание 1913; первое
издание вышло в 1906 году под названием От Реймаруса до Вреде (Von
Reimarus zu Wrede) принесли ему широкую известность.
В автобиографии, вышедшей в 1931 году, Швейцер писал: «Однажды утром в
Гюнсбахе я сказал себе, что до тридцати лет считаю себя вправе читать
проповеди, заниматься наукой и музыкой, но после этого рубежа посвящу
себя непосредственно служению людям». Швейцер никогда не участвовал в
«общественной» деятельности, мыслил себя вне существующего реального
мира и не стремился его изменить; он создал собственную картину мира -
такого, в каком он мог бы жить в соответствии с собственными
представлениями. К тому времени, когда Швейцер достиг 30-летнего
возраста, он был известным теологом, педагогом и проповедником,
признанным знатоком И.С.Баха и органостроения. Тем не менее он оставил
свои любимые занятия и приступил к изучению медицины. На долгие годы его
лозунгом стало: «Сначала я должен вылечить людей, а уж затем нести им
слово Божье». Окончив курс на медицинском факультете Страсбургского
университета (1905-1912), Швейцер получил степень доктора медицины
(1913, тема диссертации - Психиатрическая оценка личности Иисуса) и,
собрав минимальные средства на организацию санитарной станции,
отправился в Африку. В 1913 году ему удалось создать больницу в селении
Ламбарене на реке Огове во французской колонии Французская
Экваториальная Африка (в провинции Габон, в ту пору Французское Конго,
впоследствии - Республика Габон).
Во время Первой мировой войны как эльзасец, а следовательно германский
подданный, был интернирован и отправлен в лагерь во Францию. В 1918 году
- после перехода Эльзаса - Лотарингии в состав французского государства
- Швейцер принял французское гражданство. Некоторое время выступал с
органными концертами и лекциями в Европе, собрал средства, позволившие
ему расплатиться с долгами, поправил пошатнувшееся во французских
лагерях здоровье, возобновил работу над философскими трудами. Особенно
популярным Швейцер был в Швеции, где на его лекции стекалось множество
людей со всех концов страны. С этого времени начался своеобразный «культ
Швейцера», благодаря которому на протяжении многих лет удавалось
поддерживать деятельность больницы в Ламбарене. Экономии средств
способствовал подчеркнуто спартанский образ жизни Швейцера. В 1923 году
вышла начатая еще в Габоне книга Культура и этика, в которой мыслитель
высказал главную свою идею.
Анализирую современное состояние европейской культуры, Швейцер задался
вопросом, почему мировоззрение, основывающееся на жизнеутверждающем
начале, из первоначально нравственного превратилось в безнравственное.
«Это можно объяснить только тем, что мировоззрение это не имело
подлинных корней в теоретической мысли. Идеи, породившие его, были
благородны, эмоциональны, но не глубоки. Они не столько доказывали факт
связи этического начала с началом жизнеутверждающим, сколько интуитивно
улавливали его. Поэтому, поддерживая жизнеутверждающее и нравственное
начало, теоретическая мысль не исследовала по-настоящему ни того, ни
другого, ни внутренней связи между ними».
Идеей, объемлющей и жизнеутверждение и этику, стало швейцеровская
концепция «благоговения перед жизнью», памятником которой стала
выстроенная в Ламбарене фактически собственными руками философа
больница. Швейцер писал: «Я - жизнь, которая хочет жить, в гуще других
жизней, которые хотят жить». Следующее из этого «жизнеутверждение его
духовный акт… в ходе которого человек перестает жить как придется и
начинает с благоговением отдаваться жизни, чтобы раскрыть ее истинную
ценность». «В то же время человек, отныне ставший мыслящим, испытывает
потребность относиться к любой воле к жизни с тем же благоговением, что
и к своей собственной. Он ощущает другую жизнь как часть своей. Благом
считает он сохранять жизнь, помогать ей; поднимать до высшего уровня
жизнь, способную к развитию; злом - уничтожать жизнь, вредить ей,
подавлять жизнь, способную к развитию. Это и есть главный абсолютный
принцип этики». Среди других трудов, в которых он развивал эту идею, -
Упадок и возрождение культуры. Философия культуры (Verfall und
Wiederaufbau der Kultur. Kultur und Ethik, 1923); Мистика апостола Павла
(Die Mystik des Apostels Paulus, 1930); автобиография Швейцера Из моей
жизни и моих мыслей (Aus meinem Leben und Denken, 1931); Мировоззрение
индийских мыслителей. Мистика и этика (Die Weltanschauung der indischen
Denker. Mystik und Ethik, 1935).
Швейцер по-своему прагматично замечал, что «личный пример - не просто
лучший метод убеждения, а единственный». Нередко его способность
убеждать, заставлявшая людей жертвовать порой значительные суммы на
поддержку больницы, вызывала раздражение и обвинения в саморекламе,
желании сотворить из себя символ милосердия. В какой-то момент к нему
приклеили ярлык «монстра милосердия». В феврале 1924 года мыслитель
вновь отправился в Африку. Полностью разрушенную больницу пришлось
строить заново и в другом месте, однако на этот раз у Швейцера было
больше добровольных помощников. Вскоре прибыло несколько врачей и
медсестер из Европы. Все, кто прибывал в Ламбарене, отказывались
получать жалованье или какое-либо другое вознаграждение. К 1927 году
была выстроена новая больница, которая могла принять гораздо большее
количество больных. Вскоре селение Ламбарене приобрело мировую
известность, а Швейцер с горечью констатировал, что «истину тоже
приходится организовывать».
В июле 1927 Швейцер вернулся в Европу, где продолжил чтение лекций и
концертную деятельность. В Европе его ожидало признание, присуждение
почетных премий и званий крупнейшими университетами. На Гётевскую премию
Швейцер построил дом в Гюнсбахе, который стал местом отдыха персонала
Ламбарене, а впоследствии мемориалом мыслителя. В течение 1930-х годов
он неоднократно выезжал в Африку, следя за постоянно расширявшейся
больницей, превратившейся в крупный лечебный стационар. Несмотря на
тяжести военного времени, больница Швейцера пережила Вторую мировую
войну, продолжая работать в прежнем режиме. Швейцер смог вернуться в
Европу только в 1948 году, пробыв в Ламбарене десять долгих лет. В 1949
году по приглашению Чикагского университета посетил США. В 1950-х годах
мыслитель начал пользоваться поистине мировой известностью - его именем
называли учебные заведения, улицы и даже корабли. В 1953 Швейцер стал
лауреатом Нобелевской премии мира 1952 года, на полученные средства
построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных. В 1957 году
выступил с «Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить
испытания ядерного оружия, и в дальнейшем не прекращал напоминать об
атомной угрозе. После того как Швейцер в 1959 году навсегда уехал в
Ламбарене, больничный городок стал местом паломничества множества людей
со всего мира.
До самых последних своих дней он продолжает принимать пациентов, строить
больницу и выступать с воззваниями против ядерных испытаний. Умер
Альберт Швейцер 5 сентября 1965 года в Ламбарене и похоронен под окнами
своего кабинета рядом с могилой жены. Больница, основанная доктором
Швейцером существует до сих пор, и по-прежнему принимает и исцеляет всех
нуждающихся в помощи. |