Чжуан-цзы - знаменитый китайский философ. О его жизни сохранилось не
много сведений, основные из них изложены Сыма Цянем (2-1 вв. до н.э.) в
цз. 63 Ши цзи («Исторические записки»). Чжуан-цзы родился около 369 года до
н.э. в знатной, но утратившей высокий социальный статус семье во
владении Мэн, входившем в состав «срединного», т.е.
противопоставлявшегося «варварской» периферии, государства Сун, в
котором проживали потомки правителей свергнутой протокитайской династии
Шан-Инь (16-11 вв. до н.э.) и сохранилась атмосфера почтения к древним
обычаям. Однако основную часть жизни он провел в расположенном на юге
«варварском» государстве Чу, откуда происходил Лао-цзы и где была сильна
еще более архаическая традиция шаманизма. В Мэн Чжуан-цзы занимал
незначительную должность смотрителя, а в Чу отказался стать первым
министром, предпочтя «недеяние» и своеволие любой форме подчинения.
Умер Чжуан- цзы ок. 286 до н.э. В 742 году, согласно указу
экстравагантного императора Ли Лунцзи, Чжуан-цзы удостоился связанного с
местом рождения и одновременно намекающего на «южность» (Наньхуа - Южный
Китай) имени даосского святого Наньхуа-чжэнь-жэнь (Истинный человек из
Наньхуа), или Наньхуа-лао-сянь (Почтенный бессмертный из Наньхуа),
сокращённо - Наньхуа, а его трактат был признан каноном (цзин) - Наньхуа
чжэнь цзин («Истинный канон [Истинного человека из] Наньхуа»), также
сокращенно - Наньхуа.
Идейное наследие Чжуан-цзы, заключенное в одноименном трактате,
отличающемся оригинальным южным стилем языка и, по-видимому, дошедшему
до наших дней в объеме двух третей, поскольку в Ши цзи сообщается о
созданной им книге в сто с лишним тысяч слов, тогда как современный
текст на треть меньше.
Чжуан-цзы и его единомышленники подчеркивали тяготы и опасности
служебной карьеры, перед которыми блекнут все награды и почести.
Литературный дар и неистощимая фантазия Чжуан-цзы воплотились в
сатирических образах, разоблачающих пороки государственных и ученых
мужей. Среди современников, Чжуан-цзы выделялся "широтой познаний". Вот,
собственно, и все, что известно о Чжуан-цзы со слов историка Сыма Цяня.
К этому можно добавить, что древние летописи действительно упоминают о
существовании в царстве Сун знатного рода Чжуан, который еще на рубеже
VII-VI веков до н. э. был разгромлен, после того как его вожди приняли
участие в неудачной попытке дворцового переворота, и с тех пор навсегда
сошел с политической сцены.
Ключ к загадке даосского мудреца следует искать в тексте книги, носящей
его имя. Эта книга прошла долгий путь становления. В каталоге
императорского книгохранилища, составленном на рубеже нашей эры,
упоминается трактат "Чжуан-цзы", состоящий из 52 глав. Чжуан-цзы считал,
что нет объективных критериев для установления истинности или ложности
высказываемых суждений, а поэтому нельзя определить, какое из двух
суждений истинно или ложно. Когда Чжуан-цзы лежал при смерти, ученики
задумали устроить ему пышные похороны. "К чему это? - сказал Чжуан-цзы.
- Гробом моим будет земля, саркофагом - небо; нефритовыми бляхами -
солнце и луна, жемчужинами - звезды, и все живое - погребальным
шествием; разве не все уже готово для моих похорон?" "Мы боимся, -
отвечали ученики, - чтоб вас не расклевали вороны и коршуны". "На земле,
- сказал Чжуан-цзы, - расклюют вороны и коршуны, под землей - сожрут
муравьи и медведки. Так стоит ли отнимать у одних - чтобы отдать
другим?"Однажды Чжуан-цзы приснилось, что он маленькая бабочка, весело
порхающая среди цветов. Проснувшись, философ не мог решить, Чжуан-цзы ли
он, видевший во сне, что он бабочка, или же бабочка, которой снится, что
она Чжуан-цзы? |