Цицерон - древнеримский политик и философ, блестящий оратор. Марк Туллий
Цицерон родился 3 января 106 года до н. э. в городе Арпинум неподалеку
от современного города Чивитавекки в семье из сословия всадников.
Приехав в Рим, обратил на себя внимание своим необыкновенным ораторским
мастерством. Первое публичное выступление относится к 81-80 гг. н. э.,
когда Цицерон выступил с оппозицией диктатуре Суллы; первым его большим
успехом было участие в 70 годы в громком процессе против сулланца
Верреса; первую политическую речь произнес в 66 году в поддержку Г.
Помпея. В 63 году, раскрыв заговор Катилины, Цицерон стал консулом и
первым сенатором Рима.
С образованием 1-го триумвирата роль Цицерона падает, в 58-57 гг. ему
даже пришлось удалиться в изгнание. Во время гражданской войны между
Цезарем и Помпеем он пытался выступить примирителем. С победой Цезаря
оратор отошел от политики и вернулся в нее лишь после убийства Цезаря в
44 году как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его
14 речей - «филиппик» - против М. Антония. В 43 году, когда сенат
потерпел поражение в борьбе со 2-м триумвиратом (М. Антоний, Октавиан
Август, Лепид), имя Цицерона было занесено в проскрипционные списки;
оратор погиб в числе первых жертв репрессий Антония и Октавиана Августа
7 февраля 43 года до н. э. близ Кайеты (современная Гаэта).
Литературное наследие Цицерона состоит из его публичных речей, сочинений
по ораторскому искусству, философских трактатов, поэтических
произведений и приватных писем. Он впервые сделал латинский язык
полноправным средством выражения философских идей, стремясь дать римской
просвещенной публике материал для серьезного чтения и самообразования.
Обзор своих сочинений по философии Цицерон приводит в трактате О
дивинации (Искусстве гадания), книга 2, гл. 1. Этот обзор начинается
словами: «Не раз я спрашивал себя, чем я могу быть наиболее полезным для
республики, не оставляя моих забот о ней, после многих и долгих
размышлений, пришел я к такому заключению: лучше всего будет, если я
открою моим согражданам путь к благородным наукам». В 19–20 вв. наследие
Цицерона интересовало историков философии в основном как источник
сведений о платонической философии периода эллинизма (наиболее ценны
материал о Филоне из Ларисы и Антиохе Аскалонском); Цицерон отражал в
своих произведениях и современные ему идеи стоиков и эпикурейцев
(Панетий, Посидоний), сознательно подражал диалогам Аристотеля.
Цицерон затрагивал вопросы соотношения риторики и философии,
государственного устройства и, в частности, «наилучшего государства и
наилучшего гражданина». Следуя за греческим историком Полибием и стоиком
Панетием, он видит в Римской республике времен ее расцвета ту «смешанную
политию», в которой демократия (свободное волеизъявление народа и его
подлинное участие в государственных делах) оптимально сочетается с
элементами аристократии (руководством со стороны разумнейших и
достойнейших). Из теоретических гносеологических вопросов занимался
вопросом о природе и статусе знания: есть ли критерии истинности
познания? может ли знание о чем бы то ни было быть окончательным? В
соответствии с учением Новой Академии, и в противоположность стоикам он
отвечает на этот вопрос отрицательно. В работе О пределах добра и зла
Цицерон последовательно опровергает учения о высшем благе эпикурейцев и
стоиков, оставаясь при скептическом воззрении о невозможности
теоретического обоснования высшего блага. В области же практической
морали такое окончательное определяющее понятие Цицерон находит – это
понятие природы: «кто следует природе, тот не ошибается», что сближает
его позицию со стоической. Стоицизм был духовно близок Цицерону лишь
отчасти: согласие в вопросах морали сопровождается резкой критикой веры
в традиционных богов, стоического фатализма и связанной с этим веры в
гадательное искусство (см. О природе богов, О ведовстве и О судьбе).
Одно из самых значительных произведений Цицерона - Тускуланские беседы в
5 книгах, в котором затрагивается широкий спектр философских вопросов. В
нем он называет философию «наукой об исцелении души», «изыскательницей
добродетели, гонительницей пороков», силой, объединившей «в общество
рассеянных по земле людей».
Цицерон считал, что истинная философия как стремление к мудрости и
нравственному совершенствованию обогащает основу повседневного
существования - дружбу, и смягчает и наполняет смыслом неизбежные тяготы
всякой жизни: старость, боль, смерть близких и ожидание собственной (О
старости, О дружбе). Для всех последующих эпох Цицерон так или иначе
оставался философом-просветителем, представителем гуманизма - само это
слово восходит к его излюбленному понятию humanitas. |