Elite-Home

Барух Спиноза

На главную ║ Назад    Великие философы

Барух Спиноза (Baruch Spinoza)

 

   Спиноза - нидерландский философ. Барух Спиноза родился 24 ноября 1632 года в семье сефардских евреев, чьи предки после изгнания евреев из Португалии осели в Амстердаме. Родители Баруха, Михаэль (Габриэль Алварес) и Ханна Дебора де Спиноза имели троих детей Мириама, Габриэля и Баруха. Еще двое детей Исаак и Ребекка были от первого брака Михаэля. В шестилетнем возрасте Барух теряет мать, которая в 1638 году умирает от туберкулеза. Отец торгует южными фруктами вплоть до своей смерти в 1654 году ведет семейную фирму. В начальной религиозной школе Эц Хаим Барух изучает основы риторики и еврейского богословия, а также древнееврейский язык иврит. В интерпретации Маймонида изучает труды Аристотеля и Аверроэса, позднее изучает латынь. В семье Спинозы вероятно разговаривали на языке ладино. Сам же Барух мог говорить на голландском, испанском, португальском языках, немного на итальянском и французском, а также литературном иврите.
   Вместе с братом Габриэлем Барух берет на себя управление семейной фирмой после смерти отца. Вскоре после этого Барух исключен из общины (херем 1656) по обвинению в ереси. Это связано с его сближением с сектантами (коллегиантами), отходом от иудаизма и его неортодоксальными высказываниями. Барух берет себе имя Бенедикт и, продав брату свою долю фирма, уезжает в Оверкерк пригород Амстердама. Вскоре, однако, он возвращается в Амстердам, где поступает учиться в колледж ван ден Эндена. В этом частном колледже Спиноза изучает греческий язык, философию новую и греческую. Среди предметов изучения труды Гассенди, Гоббса, Макиавелли и возможно Джордано Бруно. Тут же он постигает естественные науки, рисование и учится шлифовать оптические стекла. Помимо обучения в колледже он преподает иврит. На взгляды его кардинально влияют труды Рене Декарта, с которыми он знакомится в процессе обучения. Кстати, длительное время Декарт проживал в Амстердаме, но Спиноза, будучи ещё очень молодым, очевидно никогда с ним не встречался. Со временем Спиноза собирает вокруг себя круг многих преданных ему учеников и друзей.
   В 1660 году Спиноза покидает Амстердам, когда местная синагога просит власти города осудить его, как угрозу благочестию и морали. Он селится в Рийнсбурге деревне возле Лейдена, бывшей тогда центром коллегиантов. Здесь он зарабатывает на жизнь шлифовкой линз и пишет Трактат об усовершенствовании разума , первую книгу Этики , Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье и большую часть Основ философии Декарта . Иногда его посещают студенты из близлежащего Лейдена. В 1661 году его посещает Генрих Ольденбург один из председателей научного королевского общества Лондона. С ним Спиноза ведет переписку еще долгие годы после этого.
   В июне 1663 года переезжает в город Воорбург это возле Гааги. Там Спиноза знакомится с филологом Воссиусом и Христианом Гюйгенсом физиком и математиком. В 1664 году в Гааге публикуется единственное изданное при его жизни под его именем сочинение Основы философии Декарта . И вместе с ними Метафизические размышления . В 1670 году Теолого-политический трактат анонимно публикуется в Амстердаме. Этот трактат прочно закрепляет за Спинозой славу атеиста, и только благодаря братьям де Витт он избегает серьезных преследований. Братья де Витт, стоявшие тогда во главе государства, благосклонно относились к философу, а Ян де Витт был картезианцем. Во многом для трактата и параллельно с ним Спиноза пишет Еврейскую грамматику .
   В мае 1670 года Спиноза переезжает в Гаагу, в которой прожил до конца своих дней. С 1671 года живет на канале Павильюнсграхт в доме, который сейчас называется по-латински Domus Spinozana . В 1673 году пфальцский курфюрст приглашает Спинозу занять в Гейдельбергском университете кафедру философии. Но Спиноза, боясь потерять свободу высказывания своих мыслей, отклоняет предложение. В 1675 году заканчивается работа над Этикой , в которой систематизировано описана вся его философия, основные ее положения. Однако братья де Витт были убиты в 1672 году при государственном перевороте, поэтому опубликовать Этику Спиноза не решается, хотя труд в рукописном виде ходит среди ближайших друзей философа. В 1675 году происходит знакомство Спинозы и немецкого математика Э.В. фон Чирнгауса. В 1676 году его часто посещает Г. В. Л. Лейбниц, который тогда остановился в Гааге.
   Умирает Спиноза 21 февраля 1677 года в воскресенье, в возрасте всего 44 лет. Убивает его туберкулез, которым философ страдал последние 20 лет своей жизни. Табак тогда считался лечебным, и Спиноза курил, невольно усугубляя свою болезнь. И к тому же постоянно вдыхал пыль, шлифуя оптические линзы. 25 февраля его тело предварительно захоранивают, а потом перезахоранивают в общую могилу. Имущество, включающее 161 книгу, распродается, а часть документов, содержащая и его переписки, уничтожается. В том же году его произведения публикуются в Амстердаме, в соответствии с желанием умершего.

   Его главная работа "Этика" была опубликована посмертно. Прежде чем перейти к ее рассмотрению, нужно сказать несколько слов о двух Других его книгах - "Богословско-политическом трактате" и "Политическом трактате". Первый является любопытной комбинацией критики Библии и политической теории; последний связан только с политической теорией. В критике Библии Спиноза частично предвосхищает современные взгляды, в частности определяя более поздние даты различных книг Ветхого завета по сравнению со сроками, указанными легендой. Он повсюду пытается доказать, что Священное писание можно истолковать так, чтобы совместить его с либеральной теологией.
   Политическая теория Спинозы в основном идет от Гоббса, несмотря на огромную разницу в характере этих людей. Он считает, что в естественном состоянии не существует правильного и неправильного, так как неправильное заключается в неповиновении закону. Он считает, что суверен не может поступать неправильно, и согласен с Гоббсом, что церковь должна быть полностью подчинена государству. Он против всякого восстания, даже направленного против плохого правительства, и приводит примеры бедствий в Англии в доказательство вреда, который происходит от насильственного сопротивления властям. Но он не согласен с той мыслью Гоббса, что монархия является наиболее естественной формой правления. Он не согласен также и с тем, что подданные должны жертвовать всеми своими правами в пользу правителя. В частности, он считает важной свободу мнений. Я абсолютно не понимаю, как он совмещал это с мнением о том, что вопросы религии должны решаться государством. По-моему, когда он это говорил, он имел в виду, что они должны решаться скорее государством, чем церковью; в Голландии государство было гораздо более терпимо, чем церковь.
В своей работе "Этика" Спиноза рассматривает три отдельных вопроса. Она начинается с метафизики, потом переходит к психологии аффектов и воли и, наконец, излагается этика, основанная на ранее изложенных метафизике и психологии. Метафизика Спинозы является видоизменением метафизики Декарта, психология же напоминает психологию Гоббса, но этика у него оригинальна и является самым ценным из того, что есть в книге. Отношение Спинозы к Декарту в какой-то мере напоминает отношения Плотина к Платону. Декарт был многосторонним человеком, с обширными интеллектуальными интересами, но не слишком отягощенный грузом добродетели. Хотя он изобрел "доказательства", направленные на поддержание ортодоксальных верований, но скептики могли бы использовать его, так же как Карнеад использовал Платона. Спиноза, хотя он и не был лишен научных интересов и даже написал трактат о радуге, в основном интересовался религией и добродетелью. От Декарта и его современников он воспринял материалистическую и детерминистскую физику и пытался в этих рамках найти место для благоговения и жизни, посвященной Богу. Его попытка была величественна и вызывает восхищение, даже в тех, кто не верит в ее успех.
   Согласно Спинозе, все в мире управляется абсолютной логической необходимостью. Нет такой вещи, как свобода воли в духовной сфере или случайность в мире физическом. Все, что случается, есть проявление непостижимой природы Бога, и логически невозможно, чтобы события были иными, нежели они есть. Это ведет к трудностям в отношении греха, на что не замедлили указать критики. Один из них, отмечая, что, согласно Спинозе, все идет от Бога и поэтому является благом, негодующе спрашивает: было ли благом то, что Нерон убил свою мать? Было ли благом то, что Адам съел яблоко? Спиноза отвечал, что то, что было положительным в этих действиях, было благом, и только то, что было отрицательным, было злом; но отрицательное существует только с точки зрения конечных созданий. В Боге же, кто единственно полностью реален, нет отрицательного, и поэтому зла, которым нам кажутся грехи, не существует, когда их рассматривают как часть целого. Это учение, хотя оно в той или иной форме поддерживалось большинством мистиков, очевидно, не может совпасть с официальным церковным учением относительно греха и проклятия. Оно тесно связано с полным отрицанием свободы воли Спинозой. Хотя Спиноза ни в коей мере не был любителем споров, однако он был слишком честен, чтобы прятать свои взгляды, какими бы ужасными они ни казались для современников; поэтому неприязнь к его учению не была удивительной.
 
   Источник:: http://hogen-mogen.ru/, http://istina.rin.ru/.

На главную ║ Назад    Великие философы

Рейтинг@Mail.ru