Сенека - римский философ-стоик, поэт и государственный деятель. Сенека
Луций Анней (Младший) родился около 4 года до н. э. в Кордубе (ныне
Кордова, Испания) в семье философа Сенеки Старшего. Его отец и полный
тезка, известный больше как Сенека Старший, был выдающимся ритором. В
детстве его привезла в Рим тетка, которая воспитала страдавшего слабым
здоровьем мальчика. Сенека занимался риторикой, рано заинтересовался
философией, сведя знакомство с представителями эклектической школы
Квинта Секстия. Успешная адвокатская практика вскоре доставила Сенеке
значительное состояние. Около 33 при императоре Тиберии Сенека стал
квестором, что было первой ступенью в служебной карьере римлянина. Ко
времени восшествия на престол Калигулы слава Сенеки как оратора и
писателя возросла настолько, что возбудила зависть императора. В первый
год правления Клавдия третья жена императора Мессалина добилась, чтобы
Сенека был сослан на Корсику по обвинению в связи с Юлией Ливиллой,
сестрой Клавдия. В 49 году Агриппина, четвертая жена императора,
добилась возвращения философа в Рим и сделала его и префекта претория
Секста Афрания Бурра воспитателями своего сына Нерона.
Когда в 54 году Нерон взошел на престол, его наставники сделались
первыми советниками императора. В самом деле, великодушие Нерона на
протяжении первых пяти лет пребывания у власти относят на счет
руководства Бурра и в особенности Сенеки (в частности, он назывался при
Нероне amicus principis, "другом принцепса"). Сенека был, по сути дела,
главой имперского административного аппарата. Однако в 59 году Нерон
обнаружил свой подлинный характер: Сенеке и Бурру пришлось тогда, пусть
неохотно, сыграть отведенную им роль в убийстве Агриппины, а Сенека даже
написал для Нерона постыдный текст выступления в сенате с оправданием
этого преступления. Его отношения с императором становились все более
натянутыми, а после смерти Бурра в 62 году Сенека подал прошение об
отставке и удалился на покой, оставив все свое огромное состояние
императору. В 65 году Нерон заставил Сенеку покончить с собой на
основании сомнительных обвинений в причастности к заговору Пизона. Тацит
повествует, как мужественно, но не без театральности, обставил Сенека
свой уход из жизни.
Сенек проповедовал самодостаточность, достигаемая через жизнь,
соответствующую природе. Это предполагает презрение к богатству и боли
как к "вещам безразличным", подавление страстей ("апатия"), подчинение
порядку (в том числе политическому строю). Трагедии обнаруживают
симпатии Сенеки к стоикам, не только в легко выделяемых пассажах,
восхваляющих простую жизнь и безразличие к внешним обстоятельствам, в
подчеркивании роли правителей как служителей, а не как господ, но и,
главным образом, в изображении страстей, которые стоику полагается
подавлять.
Исследования о природе (Naturales quaestiones), в 7 книгах, посвящены
грому и молнии, снегу, граду, дождю, землетрясениям, кометам и т. п.
Стоики рассматривали небесные и вообще природные феномены как
непосредственное доказательство того, что Вселенной управляет разумное
провидение. Тесная связь между этикой и метеорологией обусловлена тем,
что ими управляет одна и та же природа. Сенека побуждает читателя
изучать природу для уподобления человеческого разума великому
направляющему разуму, из которого он происходит; кроме того, это занятие
является упражнением в нравственности. До тех пор, пока Запад не
познакомился с Аристотелем, Исследования о природе Сенеки воспринимались
в качестве главного источника по космологии. |