Рикёр - французский философ. Поль Рикёр родился 27 февраля 1913 года в
Валенсии (Испания). Получив образование в Сорбонне, в течение пяти лет
преподавал философию в лицее. В начале Второй мировой войны стал
солдатом французской армии, попал в плен, где начал работу над переводом
Идей Гуссерля. С конца войны до 1948 года Рикёр преподавал в Страсбурге,
в 1956 году получил приглашение в Сорбонну. В 1961году , после смерти М.
Мерло-Понти, к Рикёру перешло руководство «Архивом Гуссерля». В течение
многих лет он вместе с Э. Мунье редактировал левокатолический журнал
«Эспри». Политические и религиозные убеждения Рикёра привели его в 1966
году в университет Париж-Нантер. В 1969-1970 гг. философ, занимавший
пост декана, оказался «между двух огней» - маоистами, с одной стороны, и
бюрократией - с другой. Политическое разочарование и жесткая оппозиция
со стороны набиравшего силу структурализма побудили Рикёра принять
приглашение Чикагского университета, где он работал с 1970 по 1992 год.
Темы, затрагиваемые Рикёром, связаны друг с другом: Воля - Зло - Символ
- Метафора - Повествование - Инаковость - Память. Первый том книги
Вольное и невольное (Le volontaire et l"involontaire, 1950) представлял
собой практическое применение теоретических основоположений
М.Мерло-Понти, изложенных в Феноменологии восприятия. Исследование
охватывает феномены от сознательно принимаемого волевого решения до
непроизвольных сил жизни и неизменных элементов характера и влечений.
Здесь, как и в более поздних работах, Рикёр опирается на самые разные
источники. Стиль феноменологического описания он заимствует из
«эйдетической феноменологии» Гуссерля; в динамике изложения следует
таким авторам, как Ф.Мен де Биран и Ж.Набер. Основными интуициями Рикёр
обязан религиозной экзистенциальной философии Г.Марселя и К.Ясперса.
После завершения первого тома работы о воле главными темами его
размышлений стали феномены греховности и вины. В 1960 году вышло в свет
двухтомный труд Конечность и виновность (Finitude et culpabilité). Во
время работы над вторым томом - Символика зла - произошел поворот Рикёра
к герменевтике: поскольку зло может быть постигнуто лишь в символах и
мифах, оно заставляет искать окольных путей истолкования. Так возникает
ряд герменевтических трудов Рикёра, принесших ему всемирную известность.
Первой из работ этого рода стала большая книга о Фрейде - Об
интерпретации (De l"interprétation, 1965). Психоанализ Рикёр понимал как
своего рода «археологию» субъекта. «Антифеноменологическая» установка
психоанализа, нацеленная не на редукцию к сознанию, а на редукцию
сознания, позволяет этой исследовательской стратегии проникнуть в
скрытый мир влечений, недоступный рефлексии. Однако «археологии»
субъекта Рикёр в конечном итоге противопоставляет «телеологию» субъекта
- возвращение бессознательного в русло осознавания. Рикёровская
«семантика желания» встретила резкий отпор со стороны Ж.Лакана и его
сторонников. Полемика со структурализмом привела Рикёра к новым идеям,
изложенным в сочинении Конфликт интерпретаций (Le conflit des
interprétations, 1969), в котором дается трактовка лингвистики Ф.де
Соссюра и антропологии и мифологии К.Леви-Строса. Накал полемики
постепенно сходит на нет в работах, написанных в основном в США, в
которых Рикёр обращается к аналитической философии языка. В исследовании
Живая метафора (La métaphore vive, 1975) внимание автора сосредоточено
на поэтической силе метафоры, заключенной в ее способности не только
придавать красоту уже известному предмету, но и открывать новые связи и
отношения благодаря «видению как...». За этим сочинением следует
трехтомный труд Время и повествование (Temps et récit, 1983–1985), в
котором Рикёр разбирает различные теории времени (Аристотеля и
Августина, Гуссерля и Хайдеггера). Путь исследования ведет от
исторического и литературного повествования (за иллюстрациями автор
обращается к великим романам о времени таких писателей, как Т.Манн,
М.Пруст, В.Вульф) к «нарративному времени».
В последнем из своих больших трудов - Я как другой (Soi-même comme un
autre, 1990) Рикёр развивает герменевтику человеческого Я, в которой
картезианскому поиску достоверности противопоставляются практические
характеристики и этические свидетельства, а «инаковость» Я раскрывается
как «инаковость» тела, другого и совести. Вытекающая отсюда этика
ориентирована на баланс справедливости, в противоположность «этике
другого» Э.Левинаса, исходящей из асимметрии Я и другого.
Своеобразным обрамлением корпуса сочинений Рикёра выступают его работы
на политико-исторические темы (История и истина - Histoire et vérité,
1955), а также исследования по феноменологии (Феноменологическая школа –
A l"ecole de la phénoménologie, 1986), теории деятельности (От текста к
действию - Du texte à l"action, 1986), теории права (О справедливости -
Au juste, 1995) и, наконец, выступления по злободневным вопросам
современности (Лекции, I-III - Lectures, 1991-1994).
Умер Рикёр 20 мая 2005 года в Шатене-Малабри, близ Парижа. |