Пифагор - древнегреческий философ, религиозный и политический деятель,
основатель пифагореизма, математик. Пифагор Самосский родился ок. 570
года до н. э. на острове Самосее в семье резчика по драгоценным камням.
По многим античным свидетельствам, родившийся мальчик был сказочно
красив, а вскоре проявил и свои незаурядные способности. Среди учителей
юного Пифагора были старец Гермодамант и Ферекид Сиросский. Будущий
великий математик и философ уже в детстве обнаружил большие способности
к наукам. У своего первого учителя Гермодамаса Пифагор получает знания
основ музыки и живописи. Для упражнения памяти Гермодамас заставлял его
учить песни из «Одиссеи» и «Илиады». Первый учитель прививал юному
Пифагору любовь к природе и ее тайнам. «Есть еще другая Школа, - говорил
Гермодамас, - твои чувствования происходят от Природы, да будет она
первым и главным предметом твоего учения».
Прошло несколько лет, и по совету своего учителя Пифагор решает
продолжить образование в Египте, у жрецов. Попасть в Египет в то время
было трудно, потому что страну фактически закрыли для греков. Да и
властитель Самоса тиран Поликрат тоже не поощрял подобные поездки. При
помощи учителя Пифагору удается покинуть остров Самое. Но пока до Египта
далеко. Он живет на острове Лесбос у своего родственника Зоила. Там
происходит знакомство Пифагора с философом Ферекидом - другом Фалеса
Милетского. У Ферекида Пифагор учится астрологии, предсказанию затмений,
тайнам чисел, медицине и другим обязательным для того времени наукам.
Пифагор прожил на Лесбосе несколько лет. Оттуда путь Пифагора лежит в
Милет - к знаменитому Фалесу, основателю первой в истории философской
школы. От него принято вести историю греческой философии. Пифагор
внимательно слушает в Милете лекции Фалеса, тогда уже
восьмидесятилетнего старца, и его более молодого коллегу и ученика
Анаксимандра, выдающегося географа и астронома. Много важных знаний
приобрел Пифагор за время своего пребывания в Милетской школе. Но Фалес
тоже советует ему поехать в Египет, чтобы продолжить образование. И
Пифагор отправляется в путь.
Перед Египтом Пифагор на некоторое время останавливается в Финикии, где,
по преданию, учится у знаменитых сидонских жрецов. Пока он живет в
Финикии, его друзья добиваются того, что Поликрат - властитель Самоса,
не только прощает беглеца, но даже посылает ему рекомендательное письмо
для Амазиса - фараона Египта. В Египте благодаря покровительству Амазиса
Пифагор знакомится с мемфисскими жрецами. Ему удается проникнуть в
«святая святых» - египетские храмы, куда чужестранцы не допускались.
Чтобы приобщиться к тайнам египетских храмов, Пифагор, следуя традиции,
принимает посвящение в сан жреца. Учеба Пифагора в Египте способствует
тому, что он сделался одним из самых образованных людей своего времени.
К этому периоду относится событие, изменившее его дальнейшую жизнь
Скончался фараон Амазис, а его преемник по трону не выплатил ежегодную
дань Камбизу, персидскому Царю, что послужило достаточным поводом для
войны. Персы не пощадили даже священные храмы. Подверглись гонениям и
жрецы, их убивали или брали в плен. Так попал в персидский плен и
Пифагор.
Согласно старинным легендам, в плену в Вавилоне Пифагор встречался с
персидскими магами, приобщился к восточной астрологии и мистике,
познакомился с учением халдейских мудрецов. Халдеи познакомили Пифагора
со знаниями, накопленными восточными народами в течение многих веков:
астрономией и астрологией, медициной и арифметикой. Эти науки у халдеев
в значительной степени опирались на представления о магических и
сверхъестественных силах, они придали определенное мистическое звучаний
философии и математике Пифагора... Двенадцать лет пробыл в вавилонском
плену Пифагор, пока его не освободил персидский царь Дарий Гистасп,
прослышавший о знаменитом греке. Пифагору уже шестьдесят, он решает
вернуться на родину, чтобы приобщить к накопленным знаниям свой народ.
С тех пор как Пифагор покинул Грецию, там произошли большие изменения.
Лучшие умы, спасаясь от персидского ига, перебрались в Южную Италию,
которую тогда называли Великой Грецией, и основали там города-колонии
Сиракузы, Агригент, Кротон. Здесь и задумывает Пифагор создать
собственную философскую школу. Довольно быстро он завоевывает большую
популярность среди жителей. Энтузиазм населения так велик, что даже
девушки и женщины нарушали закон, запрещавший им присутствовать на
собраниях. Одна из таких нарушительниц, девушка по имени Теано,
становится вскоре женой Пифагора.
В это время в Кротоне и других городах Великой Греции растет
общественное неравенство, вошедшая в легенды роскошь сибаритов (жителей
города Сибариса) бок о бок соседствует с бедностью, усиливается
социальная угнетенность, заметно падает нравственность. Вот в такой
обстановке Пифагор выступает с развернутой проповедью нравственного
совершенствования и познания. Жители Кротона единодушно избирают мудрого
старца цензором нравов, своеобразным духовным отцом города. Пифагор
умело использует знания, полученные в странствиях по свету. Он
объединяет лучшее из разных религий и верований, создает свою
собственную систему, определяющим тезисом которой стало убеждение в
нерасторжимой взаимосвязи всего сущего (природы, человека, космоса) и в
равенстве всех людей перед лицом вечности и природы. В совершенстве
владея методами египетских жрецов, Пифагор «очищал души своих
слушателей, изгонял пороки из сердца и наполнял умы светлой истиной». В
Золотых стихах Пифагор выразил те нравственные правила, строгое
исполнение которых приводит души заблудших к совершенству. Вот некоторые
из них: не делай никогда того, чего ты не знаешь, но научись всему, что
следует знать, и тогда ты будешь вести спокойную жизнь; переноси кротко
свой жребий, каков он есть, и не ропщи на него; приучайся жить без
роскоши.
Со временем Пифагор прекращает выступления в храмах и на улицах, а учит
уже в своем доме. Система обучения была сложной, многолетней. Желающие
приобщиться к знанию должны пройти испытательный срок от трех до пяти
лет. Все это время ученики обязаны хранить молчание и только слушать
Учителя, не задавая никаких вопросов. В этот период проверялись их
терпение, скромность.
Пифагор учил медицине, принципам политической деятельности, астрономии,
математике, музыке, этике и многому другому. Из его школы вышли
выдающиеся политические и государственные деятели, историки, математики
и астрономы. Это был не только учитель, но и исследователь.
Исследователями становились и его ученики. Пифагор развил теорию музыки
и акустики, создав знаменитую «пифагорейскую гамму» и проведя
основополагающие эксперименты по изучению музыкальных тонов: найденные
соотношения он выразил на языке математики. В Школе Пифагора впервые
высказана догадка о шарообразности Земли. Мысль о том, что движение
небесных тел подчиняется определенным математическим соотношениям, идеи
«гармонии мира» и «музыки сфер», впоследствии приведшие к революции в
астрономии, впервые появились именно в Школе Пифагора.
Многое сделал ученый и в геометрии. Доказанная Пифагором знаменитая
теорема носит его имя. Достаточно глубоко исследовал Пифагор и
математические отношения, закладывая тем самым основы теории пропорций.
Особенное внимание он уделял числам и их свойствам, стремясь познать
смысл и природу вещей. Посредством чисел он пытался даже осмыслить такие
вечные категории бытия, как справедливость, смерть, постоянство,
мужчина, женщина и прочее. Пифагорейцы полагали, что все тела состоят из
мельчайших частиц - «единиц бытия», которые в различных сочетаниях
соответствуют различным геометрическим фигурам. Число для Пифагора было
и материей, и формой Вселенной. Из этого представления вытекал и
основной тезис пифагорейцев: «Все вещи - суть числа». Но поскольку числа
выражали «сущность» всего, то и объяснять явления природы следовало
только с их помощью. Пифагор и его последователи своими работами
заложили основу очень важной области математики - теории чисел. Все
числа пифагорейцы разделяли на две категории - четные и нечетные, что
характерно и для некоторых других древних цивилизаций. Позднее
выяснилось, что пифагорейские «четное - нечетное», «правое - левое»
имеют глубокие и интересные следствия в кристаллах кварца, в структуре
вирусов и ДНК, в знаменитых опытах Пастера с поляризацией винной
кислоты, в нарушении четности элементарных частиц и других теориях. Не
чужда была пифагорейцам и геометрическая интерпретация чисел. Они
считали, что точка имеет одно измерение, линия - два, плоскость - три,
объем - четыре измерения. Десятка может быть выражена суммой первых
четырех чисел (1+2+3+4=10), где единица - выражение точки, двойка -
линии и одномерного образа, тройка - плоскости и двумерного образа,
четверка - пирамиды, то есть трехмерного образа. Ну чем не четырехмерная
Вселенная Эйнштейна? При суммировании всех плоских геометрических фигур
- точки, линии и плоскости - пифагорейцы получали совершенную,
божественную шестерку. Справедливость и равенство пифагорейцы видели в
квадрате числа. Символом постоянства у них было число девять, поскольку
все кратные девяти числа имеют сумму цифр опять-таки девять. Число
восемь у пифагорейцев символизировало смерть, так как кратные восьми
имеют уменьшающуюся сумму цифр. Пифагорейцы считали четные числа
женскими, а нечетные мужскими Нечетное число - оплодотворяющее и, если
его сочетать с четным, оно возобладает; кроме того, если разлагать
четное и нечетное надвое, то четное, как женщина, оставляет в промежутке
пустое место, между двумя частями. Поэтому и считают, что одно число
свойственно женщине, а другое мужчине. Символ брака у пифагорейцев
состоял из суммы мужского, нечетного числа три и женского, четного числа
два. Брак - это пятерка, равная трем плюс два. По той же причине
прямоугольный треугольник со сторонами три, четыре, пять был назван ими
«фигура невесты». Четыре числа, составляющие тетраду - один, два, три,
четыре - имеют прямое отношение к музыке: они задают все известные
консонантные интервалы - октаву (1:2), квинту (2:3) и кварту (3:4).
Иными словами, декада воплощает не только
геометрически-пространственную, но и музыкально-гармоническую полноту
космоса. Среди свойств десятки отметим еще и то, что в нее входит равное
количество простых и составных чисел, а также столько же четных, сколько
и нечетных. Сумма чисел, входящих в тетраду, равна десяти, именно
поэтому десятка считалась у пифагорейцев идеальным числом и
символизировала Вселенную. Поскольку число десять - идеальное,
рассуждали они, на небе должно быть ровно десять планет. Надо заметить,
что тогда были известны лишь Солнце, Земля и пять планет.
Знаменитая тетрада, состоящая из четырех чисел, повлияла через
пифагорейцев на Платона, который придавал особое значение четырем
материальным элементам: земле, воздуху, огню и воде. Пифагорейцы знали
также совершенные и дружественные числа. Совершенным называлось число,
равное сумме своих делителей Дружественные - числа, каждое из которых -
сумма собственных делителей другого числа. В древности числа такого рода
символизировали дружбу, отсюда и название. Кроме чисел, вызывавших
восхищение и преклонение, у пифагорейцев были и так называемые нехорошие
числа. Это числа, которые не обладали никакими достоинствами, а еще
хуже, если такое число было окружено «хорошими» числами. Примером тому
может служить знаменитое число тринадцать - чертова дюжина или число
семнадцать, вызывавшее особое отвращение у пифагорейцев. Попытку
Пифагора и его школы связать реальный мир с числовыми отношениями нельзя
считать неудачной, поскольку в процессе изучения природы пифагорейцы
наряду с робкими, наивными и порой фантастическими представлениями
выдвинули и рациональные способы познания тайн Вселенной. Сведение
астрономии и музыки к числу дало возможность более поздним поколениям
ученых понять мир еще глубже.
Пифагор умер около 500 до н. э.. После смерти ученого в Метапонте (Южная
Италия), куда Пифагор бежал по окончании восстания в Кротоне, его
ученики обосновались в разных городах Великой Греции и организовали там
пифагорейские общества. В новое время, особенно благодаря бурному
развитию естествознания, астрономии и математики, идеи Пифагора о
мировой гармонии приобретают новых поклонников. Великие Николай Коперник
и Иоганн Кеплер, знаменитый художник и геометр Дюрер, гениальный
Леонардо да Винчи, английский астроном Эддингтон, экспериментально
подтвердивший в 1919 году теорию относительности, и многие другие ученые
и философы продолжают находить в научно-философском наследии Пифагора
необходимое основание для установления закономерностей нашего мира. |