Пико - итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего
гуманизма. Джованни Пико делла Мирандола родился 24 февраля 1463 года в
Мирандоле, городке в Эмилии близ Модены. Он происходил из семьи графов
Мирандола и сеньоров Конкордии, родственными узами был связан со многими
владетельными домами Италии. Четырнадцати лет поступил в Болонский
университет, затем учился в Ферраре, Падуе (1480-1482), Павии (1483) и
Париже (1485-1486), осваивая право, древнюю словесность, философию,
богословие. Он изучал новые и древние языки (помимо латинского и
греческого, также еврейский, арабский, халдейский), стремясь охватить
все самое важное и сокровенное из того, что накоплено духовным опытом
разных времен и народов.
Пико довольно рано сблизился с М. Фичино, А. Полициано, Лоренцо Медичи и
некоторыми другими участниками флорентийской Платоновской академии, дух
и среда которой оказались весьма благотворны для его творческих планов и
религиозно-философских устремлений. В 1486 году он составил 'Комментарий
к канцоне о любви Джироламо Бенивьени' (изд. 1519) и '900 тезисов по
диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения', лелея
планы защищать их на философском диспуте в Риме в присутствии всех
знаменитых ученых Италии и Европы. Диспут, намеченный на 1487 год,
должен был открыться 'Речью' (изд. 1496), напоминающей скорее манифест,
чем вступительное слово, и посвященной двум главным темам: особому
предназначению человека в мироздании и исходному внутреннему единству
всех положений человеческой мысли. Папа Иннокентий VIII, смущенный не
только смелостью рассуждений, 'выраженных новыми и необычными словами',
о магии, кабале, свободе воли и иных сомнительных предметах, но и юным
возрастом философа (ему было тогда 23 года), назначил для проверки
'Тезисов' специальную комиссию, которая осудила часть положений,
выдвинутых Пико. Наскоро составленная им 'Апология' (1487) привела к
осуждению всех 'Тезисов'. Перед угрозой преследования со стороны
инквизиции в 1488 Пико бежал во Францию, но там был схвачен и заточен в
Венсеннский замок. Его спасло заступничество высоких покровителей и
прежде всего Лоренцо Медичи, фактического правителя Флоренции, где Пико
и провел последние свои годы. В 1489 он закончил и издал трактат
'Гептапл, или о семи подходах к толкованию шести дней творения', в
котором, применяя тонкую герменевтику, исследовал сокровенный смысл
книги 'Бытия'. В 1492 был написан небольшой трактат 'О сущем и едином'
(изд. 1496) - самостоятельная часть программного труда, который имел
целью согласовать учения Платона и Аристотеля, но так и не был
осуществлен. Не был осуществлен и другой замысел Пико - обещанное
'Поэтическое богословие'. Незадолго до смерти, он завершил 'Рассуждения
против прорицающей астрологии' (изд. 1496). Похоронен Пико в
доминиканском монастыре Св. Марка, настоятелем которого был набожный и
аскетичный Джироламо Савонарола, тесно общавшийся с философом-гуманистом
в конце его жизни.
Философская антропология Пико обосновывает достоинства и свободу
человека, как полновластного творца собственного 'я'. Вбирая в себя все,
человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных
усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть
исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире. Согласно Пико,
мудрость, совечная Творцу, не связана никакими ограничениями и свободно
перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму,
соответствующую обстоятельствам. Разные мыслители, школы, традиции,
обычно противопоставляемые как взаимоисключающие, оказываются у Пико
взаимосвязанными и зависящими друг от друга, обнаруживают глубокое
внутреннее родство, а весь универсум знаний строится на соответствиях,
явных или скрытых, то есть исполненных сокровенного смысла, постичь
который доступно посвященному.
Умер Пико во Флоренции 17 ноября 1494 года, возможно, в результате
отравления ядом. |