Elite-Home

Отто Вейнингер

На главную ║ Назад    Великие философы

Отто Вейнингер (Otto Weininger)

 

   Вейнингер - австрийский философ. Отто Вейнингер родился в 1880 году. Все, кто знал его в детстве, рассказывали, что он был необыкновенно открытым и восприимчивым ребенком. Его нежная душа откликалась на малейшие внешние воздействия. Любое природное явление имело для него свой особенный смысл - далекие горы были обещанием счастья, плывущие по небу облака сулили приключения. Смерть комара могла вырасти для него в большую проблему. И этот мальчик превратился в юношу. И юноша стал поэтом. Задолго до того, как стал настоящим мыслителем. Его любопытство не знало границ. Самым трудным для него было то, что для менее одаренных и чувствительных натур сделать было значительно проще - ограничить себя в форме деятельности. Не было ничего, что бы его не увлекало, не было занятия, которое бы его не захватывало. Все бы он охотно изучал, всем бы охотно занимался. Ни о какой конкретной профессии долгое время не могло быть и речи. Здесь таилась опасность распылить свои силы. Но отсюда родилось и его страстное желание - найти для всех многообразных проявлений жизни "общий знаменатель", объяснить и упорядочить изобилие существующих форм. Это был путь к философии. Но юному человеку трудно примириться с тем, что есть так много мест на Земле, которые он ни разу не посетил, так много рук, которые он ни разу не пожал, так много прекрасных женщин, которых он никогда не видел. Для того, чтобы "смирить себя", требовался сильный характер, достойный уважения не меньше, чем творческий дар и необыкновенные умственные способности.
   Отто Вейнингер добровольно заперся в "замке из слоновой кости", посвятив себя решению грандиозной интеллектуальной задачи. Он читал Гегеля и Канта, погрузился в изучение математики и схоластики. Постепенно у него выработалось высокомерное отношение к земным, житейским вещам, которые как бы тянут вниз от возвышенного и духовного.
   В конце 1902 года в венском издательстве Вильгейма Браумюллера вышла в свет книга двадцатитрехлетнего студента философии Отто Вейнингера "Пол и характер". Успех книги сразу был заметным. Ее содержание никого не оставляло равнодушным. В своих лекциях и статьях о ней говорили Эрнст Мах, Генри Бергсон и другие выдающиеся философы и писатели того времени. С мнениями автора часто не соглашались, спорили. Но в одном критики были единодушны - автору предстоит блестящее будущее.
   Отто Вейнингер развил новую теорию взаимоотношений полов. Для обоснования своего подхода он использовал разнообразный фактический материал - данные биологии, психологии, социологии и истории. Выводы и заключения Вейнингера часто поражают оригинальностью и остротой мысли. Но среди многих тонких наблюдений, остроумных обобщений и оригинальных построений в книге есть и такие утверждения, которые ничем, кроме болезненного расстройства автора объяснить невозможно. Вейнингер исходит из теории бисексуальности. В мире растений и животных, как и в мире человека, нет полностью однополых особей. Не существуют "в чистом виде" ни мужчины, ни женщины. Есть только "мужское" и "женское" начало, "мужской" и "женский" элемент. В каждом мужчине и в каждой женщине есть оба эти элемента, и их соотношение определяет характер конкретного индивидуума. Вейнингер попытался изучить особенности каждого элемента и те черты, которые они привносят в общий комплекс. И здесь его выводы носят часто шокирующий характер.
   Все активное, духовное и творческое в человеке Вейнингер относит на счет мужского начала, а все материальное и все пассивное считает чисто женским. Мужское начало для Вейнингера - носитель добра, женское - зла. Вот один из известных афоризмов книги "Пол и характер": "…самый низкий мужчина выше самой достойной женщины". В другом месте он пишет: "Женственность - это хаос, женское начало - это бездушная материя, это ничто: небытие, абсурд. Мужество - это Суть. Мужское начало - это символ всего". Многие выводят отсюда заключение, что Вейнингер - величайший женоненавистник. Это неверно - Вейнингер говорит не о реальных мужчинах и женщинах, а об отвлеченных, абстрактных элементах. Но в стремлении "свести счеты" с материальной жизнью можно увидеть один из источников его собственной трагедии.

   Другой источник жизненной трагедии Вейнингера связан с его еврейским происхождением и с тем загадочным психологическим явлением, которое ганноверский профессор Теодор Лессинг назвал "еврейская самоненависть" (в вышедшей в 1930 году в Берлине одноименной книге).
   Он был евреем по национальности, и в книге "Пол и характер" посвятил еврейству отдельную главу. Он старается оградить себя от упреков в вульгарном антисемитизме и объявляет в самом начале, что нападает не на расу или народ, тем более не на вероисповедание. Под "еврейством" Вейнингер понимает известное духовное направление, известную психическую конституцию, которая возможна для всех людей, а в историческом еврействе нашла лишь самое законченное воплощение. Отдельные черты "еврейства" Вейнингер находит даже у арийцев. Например, у чистокровного немца Рихарда Вагнера он усматривает элемент еврейства в том, что в его музыке есть что-то "навязчивое, громкое" и в том, что он обращает усиленное внимание на внешнюю оркестровку своих вещей. Яркими представителями еврейства Вейнингер считает антисемитов, утвердая, что антисемит чувствует свою еврейскую психологию и старается от нее освободиться.
   На еврейство Отто Вейнингер обрушивается со страшными обвинениями и упреками, усматривая в нем большое сходство с ненавидимым им женским началом. "Еврей - это бесформенная материя, существо без души, без индивидуальности. Ничто, нуль. Нравственный хаос. Еврей не верит ни в самого себя, ни в закон и порядок". Еврей, как женщина, не имеет души, не чувствует потребности в бессмертии, слишком легко становится "свободомыслящим". Евреи способствуют развитию материализма, склонны к материалистическому пониманию мира, к дарвинизму. Они все сводят к плотскому, земному. В них сильна потребность растворить все в материи. Поэтому они и лишены гениальности. Вейнингер отрицает даже гений Спинозы. В науке евреи, по мнению Вейнингера, чаще всего только подхватывают и развивают гениальные мысли других людей, но никогда сами не выступают "генераторами идей".
   Вся его философия насквозь пронизана идеями греха и искупления. Ему была чрезвычайно близка идея первородного, неотвратимого греха, неразрывно связанного с человеком. И где же он видел возможность освобождения и искупления? Только в подъеме человеческой жизни к чистым высотам духа, где царят разум и мораль. И он ставит перед собой великую цель - привести человечество к истинному счастью, освободить его от сковывающего дух греха, - и клянётся не изменить этой светлой цели.
   Грандиозность моральной задачи, поставленной им перед собой, непосильна для смертного. Он видел, что человек может, как птица, подняться к высотам чистого эфира, но не хочет оставаться там всю жизнь. И Вейнингер пытается заставить человека навсегда оставить грешную землю и жить в мире высокого.
   Для этого надо освободить человека от оков "низкой жизни". Что сильнее всего привязывает человека к земле? Что дается ему сразу при рождении и что он изменить сам не может? Его пол и кровь.
   Чуткая душа Отто Вейнингера была мужской. Женское начало было противоположным, непонятным, пугающим и, на его взгляд, не было необходимым. Все, что его манило и пугало, назвал он "женским". Он был рожден евреем, но не был связан с иудаизмом или еврейской традицией. Тем не менее, всё, что образовывало фундамент его жизни, называл он сам себе "еврейством". Женское и еврейское было для него двумя различными именами для тех жизненных основ, которых он боялся и избегал.
   Захваченный страстной идеей открыть миру истинную систему морали и указать верный путь, пишет он свою книгу. И вот книга написана, и практически сразу пришел успех. Европейская слава поразила бедного еврейского студента. Для него открылись все блага мира - почет, деньги, власть, путешествия, прекрасные женщины. Ненавидимый им "земной мир" распахнул перед ним руки и обещал земное счастье.
   Но бедный юноша имел гордое и мужественное сердце. Он был не из тех, кто проповедует пить воду, а сам тайком пьет вино. Все, что он обещал, он оплатил своей кровью сполна: вечером четвертого октября 1903 года в знаменитом номере старой венской гостиницы, в котором в 1827 году скончался Бетховен, Отто Вейнингер выстрелил себе в сердце. Агония продолжалась всю ночь. Он умер только под утро 4 октября 1903 года.
 
   Источник:: http://www.screen.ru/.

На главную ║ Назад    Великие философы

Рейтинг@Mail.ru