Ортега-и-Гассет - испанский философ и социолог. Хосе Ортега-и-Гассет
родился в Мадриде 9 мая 1883 года. Получил образование в Малаге и
Мадриде, стал доктором философии в 1904 году. Уже в 1902 году писал
статьи для газеты «Эль Импарсиаль» («El Imparcial»). Стажировался в
Марбургском университете у Германа Когена, который оказал на него
значительное влияние. В 1910 году стал профессором метафизики
Мадридского университета.
В 1914 году Ортега опубликовал свою первую книгу - Размышления о
Дон-Кихоте (Meditationes del Quijote) и прочитал знаменитую лекцию
Старая и новая политика (Vieja y nueva politica), в которой изложил
позицию молодых интеллектуалов того времени в отношении политических и
моральных проблем Испании. Некоторые историки считают это обращение
существенно важной вехой в цепи событий, которые привели к падению
монархии. В 1915 году в сотрудничестве с Асорином, Барохой и Пересом де
Айела основал журнал «Испания» («España»), а в 1917 году - «Эль Соль»
(«El Sol»). Вскоре Ортега стал известен в Латинской Америке; в 1916 он
прочитал серию лекций в Аргентине. В 1923 году учредил журнал «Ревиста
де Оксиденте» («Revista de Occidente»), в котором испаноязычному миру
предлагались новейшие достижения в области философии, науки и
литературы. Когда генерал Примо де Ривера провозгласил себя диктатором
Испании в декабре 1923 года, Ортега, как и многие другие профессора,
отказался от должности в университете. В феврале 1931 года за два месяца
до смены режима он образовал небольшой политический союз «Группа на
службе республики» («La agrupacion al servicio de la republica»), а
затем был избран в новую конституционную ассамблею. В 1933 году Ортега
ушел из политики, а когда началась гражданская война, покинул Испанию. В
1936-1945 гг. жил в Европе, Аргентине и Португалии. В 1948 году основал
в Мадриде Институт гуманитарных наук. Умер Ортега в Мадриде 18 октября
1955 года.
Сочинения Ортеги, такие, как Размышления о Дон-Кихоте и Бесхребетная
Испания (España invertebrada, 1921), отражают умонастроение автора как
испанца и европейца. Его интеллектуальные способности и художественный
талант очевидны в таких работах, как Тема нашего времени (El tema de
nuestro tiempo, 1923) и Дегуманизация искусства (La deshumanizacion del
arte, 1925). Однако как раз в прологе к Размышлениям о Дон-Кихоте можно
найти главные идеи философии Ортеги. Здесь он дает определение человека:
«Я есть Я и мое окружение» («Yo soy yo y mi circunstancia»), т.е.
человек не может рассматриваться в отрыве от окружающих его
обстоятельств истории. Ортега искал компромисса между идеализмом
(преувеличивающим значение разума) и реализмом (преувеличивающим
значение вещей) и предложил философию жизни, соединение Я и вещей.
Каждая жизнь есть одна из точек зрения на Вселенную; истина плюральна,
никто не может претендовать на то, что его точка зрения единственно
истинна. Жизнь – это драма, выбор в экзистенциалистском смысле.
Знакомство с немецким философом Вильгельмом Дильтеем повлияло на
философско-исторические взгляды Ортеги, нашедшие выражение в его работе
История как система (Historia como sistema, 1941), предлагающей новый
подход к изучению фундаментальных проблем человеческого существования.
Всемирную славу Ортеге принесла его работа Восстание масс (La Rebelión
de las masas, 1930). В каком-то смысле название не соответствует
содержанию, ибо под массами не имеется в виду пролетариат. Согласно
Ортеге, человечество разделено не на общественные классы, а на два типа
людей: элиту (духовную аристократию) и массу. Последняя лишена
способности к самооценке и в результате нетребовательна к себе. Человек
«массы» посредствен, скучен и желает оставаться таким, какой он есть,
быть «таким, как все». Масса, следовательно, представляет собой
совокупность индивидов, ориентированных на жизнь в массе. Наличие
огромного числа таких людей характерно для 20 века. Благодаря
либеральной демократии и техническому прогрессу стал возможен высокий
уровень жизни, который льстил самолюбию тех, кто пользовался его
выгодами и не думал ни об ограниченности своего существования, ни об
окружающем огромном мире. Работа Ортеги заканчивается требованием, чтобы
власть была передана меньшинству – духовной элите. Он также предлагает,
чтобы Западная Европа объединилась и вновь стала оказывать влияние на
ход событий в мире.
Хотя Ортега является выдающимся мыслителем современности, не следует
забывать о писательском таланте философа. В его сочинениях, как и в
работах Унамуно, форма и содержание неразрывно связаны. Стиль изобилует
необычными и изящными метафорами, возникающими (по его же теории) из
неудовлетворенной потребности в выражении. Будучи настоящим художником
слова, Ортега артистически пользовался языком метафоры и благодаря этому
стал уникальным мыслителем нашего времени. |